Сека Гадиев (1855-1915) – поэт, прозаик, основоположник художественной прозы на осетинском языке, родился в 1855 году в селении Ганис в Гудском ущелье, в верховьях реки Арагвы.
Арагвинский князь
Арагвинский князь
Перевод с осетинского Таймураза Саламова
Еще до того, как Грузия присоединилась к России, над рекой Арагви, недалеко от Косета, на выступе черной скалы стоял замок с высокой башней. Стены его сохранились и поныне. В этом замке жил арагвинский князь Нугзар Эристави.
В те времена арагвинские грузины были данниками князя, но осетины, жившие в ущельях Куд и Тырсыгом, и хиуские грузины были свободны, князю не подчинялись и податей не платили.
Постепенно князь приблизил к себе жителей Кудского ущелья, самым почитаемым из них он присвоил звание моурау, сделал их сборщиками податей, принимал их, как близких. И жители Куда поверили ему. А через них сблизился он и с жителями Тырсыгома и из тех тоже многих произвел в моурау. И те, и другие стали послушны ему, начали участвовать в его набегах, помогая ему усмирять непокорных и облагать их данью.
Однажды, весной, в теплый воскресный день люди сидёли на ныхасе, обсуждая свои дела. В это время появился князь со своей свитой и приветствовал собравшихся. Люди встали ему навстречу, и, поздоровавшись, помогли сойти с коня. Князь сел, как положено по обычаю, и обратился к ним:
— Хиуцы возгордились. Они не пропускают по своей земле ни конного, ни пешего, и даже птице не позволяют пролететь над собой. Князей они ни во что не ставят и ничьей власти не признают. Пойдем на них и сделаем их своими данниками!
Сноп горел, говорят, а веревка, которой он связан, над ним смеялась. Осетинам только намекни, что надо воевать, этого будет достаточно. Сколько их костей белеет в чужих землях, сколько жизней оборвала горячая пуля! Во все времена осетины не ленились заниматься войной. Вот и теперь князю не пришлось долго их уговаривать. Он условился с ними выступить в следующее воскресенье.
Прошла неделя. Княжеские отряды подошли к Кудской крепости, там к ним присоединилось Кудское войско и через день они двинулись в сторону Тырсыгома. Тамошние воины тоже присоединились к отряду князя. Тот не стал долго тянуть и двинул войска на Хиу. Хиуцы уже знали об этом и готовились к битве.
На другой день оба войска стали лицом к лицу на поле под Самтеро. С обеих сторон поскакали всадники, начались переговоры. Князь требовал от хиуцев, чтобы они покорились и стали его данниками. Хиуцы не соглашались и были готовы отстаивать свою свободу. Им было хорошо известно, что, покорившись, они будут навек обречены гнуться под княжеским ярмом: смерть казалась им лучше такой жизни.
Солнце уже садилось, озаряя горы последними кровавыми лучами, когда стало ясно, что переговоры ни к чему не приведут. Войска двинулись друг на друга.
В наступающих сумерках с обеих сторон засверкали языки пламени, неся противникам смерть. По ущельям над Тереком гремело эхо выстрелов, земля и небо дрожали от топота копыт и криков раненых. Хиуцы все до единого вышли на поле битвы: мужчины сражались, женщины носили им еду, воду, порох.
Точно не известно, сколько. дней длилось сражение, но хиуцы были разбиты. Их послы сдали князю ключи от крепостей и склонились перед ним.
Князь с войсками пробыл в Хиу до осени. Из самых сильных хиуских родов он набрал людей, сделал их сборщиками налогов и установил свои жестокие законы. Тех, кто еще сопротивлялся ему, он приказал казнить или бросить в подземелье Косетского замка. Он отобрал у народа все оружие, какое только смог найти, и поздней осенью отправился домой.
Настали черные времена. Обманом и хитростью князь постепенно и людей. Куда сделал своими данниками. Башня, говорят, рушится от тяжести своих собственных камней. Самые сильные фамилии Куда, получив от князя привилегии, стали на его сторону. Благодаря им, князь сумел подчинить себе и всех остальных. Свобода, справедливость, любовь — все оказалось в железной клетке. В те времена даже камни стали, бояться князей, кто же из людей мог поднять голову? Так тянулись годы и небо было сокрыто от людей черными тучами.
Арагвинский князь не знал жалости и зверствовал все больше и больше. Без его разрешения мужчина не мог жениться, а девушка — выйти замуж. Если где-нибудь бывала свадьба, князь мог потребовать, чтобы невесту в первую ночь привели к нему... Он все больше терял человеческое лицо, погряз в насилии и стал хуже зверя. Но во всем этом была не только его вина — вокруг него было немало негодяев, которые сбивали народ с толку, натравливали людей друг на друга. Человеческие законы были растоптаны и люди перестали понимать людей.
Одни, пользуясь поддержкой князя, плясали на головах бедняков, кормясь их трудом, а те, другие,, не могли шевельнуться под тяжким гнетом, работали от зари до зари и голодали.
В те самые времена в небольшом горном селении Ганис, на берегу Арагви, жили бездетные супруги — Берд и Кызмыда. Люди очень их любили за доброту и гостеприимство, жалели их и, часто молились богу, чтобы он дал им потомство. Видно, молитвы подействовали и Кызмыда забеременела. Весть об этом передавалась из уст в уста, но многие не верили в такую возможность, ведь Кызмыда никогда не имела детей и годы ее прошли как будто.
Наступил срок и в пятницу, перед пасхой, Кызмыда родила мальчика. Люди от души поздравляли Берда, они радовались, что небо сжалилось над теми, кого они так любили, и благодарили бога за это.
Но кто из бедных землепашцев мог быть счастлив в те времена? И сами они, и дети их, и скот — все было собственностью князей и те делали с ними, что хотели.
Той же весной, когда у Кызмыда родился мальчик, борзая сука князя принесла ей щенков. Сука тут же издохла, из щенков выжил только один и его выкармливали коровьим молоком. Однажды князь охотился возле Ганиса. Кызмыда сидела у ворот с ребенком на руках.
Князь проезжал мимо и его взгляд остановился на ней — высокая, белокожая, полная женщина в летах и ребенок, похожий на нее, пухлый, словно сдобная булка. Он смотрел на мать и улыбался, как солнышко. Князь со свитой остановился у ворот дома, вызвал Берда и сказал ему:
— Слушай! Я пришлю тебе своего борзого щенка, пусть твоя жена кормит его грудью и не вздумает оставлять голодным. Я вижу, у нее достаточно молока и она сможет хорошо выкормить его. И если попробуете не сделать этого, я вас уничтожу.
Он повернул коня и уехал.
На другой день князь прислал щенка с одним из моурау и тот еще раз предупредил, что щенок, упаси бог, не должен оставаться голодным.
Шло время. То ли человеческое молоко было не впрок щенку, то ли в нем самом был какой изъян — одному богу известно, — но щенок сильно отощал.
Как-то князь снова приехал охотиться в Ганис. Он спешился у ворот Берда и вошел во двор. Кызмыда сидела на пороге дома, ребенок был у нее на руках, а щенок лежал возле ног. Князь стал рассматривать щенка и, увидев, что он худой, закричал, сверкая глазами:
— Разве я не сказал вам, ослы, чтобы вы как следует выкормили его?
Он вырвал из рук матери ребенка, схватил его за ноги и, размахнувшись, ударил об ее голову. У мальчика переломился позвоночник, он несколько раз дернулся и умер.
Князь снова закричал:
— Я выколю тебе глаза, если ты не выкормишь щенка!
Собрались бедняки и похоронили мальчика. Долго говорили о своей несчастной жизни, но были бессильны изменить что-либо, поэтому дальше разговоров дело не пошло.
А Кызмыда начала кормить щенка. Народ тогда был скован железными цепями и не мог распоряжаться даже собственной жизнью. К тому же люди многого не понимали и думали, что влачить рабское ярмо от рождения до смерти им суждено свыше. Что человек рожден для свободы, многие из них и не подозревали.
Что только не сделает сильный, чего только не простит слабый! Несчастная женщина кормила щенка, ведь слов князя страшились тогда, как небесного грома.
Щенок подрастал и становился все более шкодливым. Однажды он прокусил женщине грудь. Место укуса покраснело и вспухло, грудь отекла, нагноилась. У Кызмыда начался жар, она слегла. Никто не смог помочь ей и через короткое время она умерла. Снова собрались люди, похоронили ее, оплакав, сказали: «Светлая тебе память!», и разошлись.
Все очень горевали по поводу ее смерти: Ведь Берд—спокойный и справедливый человек— жил у самого выхода из ущелья и любому усталому путнику был добрым хозяином, а Кызмыда—веселой и хлебосольной хозяйкой. Любого, кто попадал к ним, она встречала, как родная мать, и потому люди любили ее.
Берд на протяжении целого года устраивал по жене поминки, на них он потратил все свои убогие сбережения и обеднел окончательно. Он остался одиноким на старости лет, жизнь опостылела ему. Люди помогали ему, как могли, но все же часто некому было испечь для него хлеба и он оставался голодным. В конце концов Берд потерял разум от горя и лишений. Он бесцельно бродил по округе. Иногда ему казалось, что за ним гонится князь, и тогда он бежал, не разбирая пути и крича:
— Князь идет, князь! Ребенок! Спасайте ребенка!
Изнемогая от бега, он падал ничком на землю. Если кто-то пытался остановила его, он начинал бессвязно жаловаться на князя.
Однажды в январе Берд исчез. Через некоторое время его нашли замерзшим на перевале Дзимыр. Когда в Кудском ущелье узнали об этом, вновь собрался народ. Тело Берда привезли домой. Соседи похоронили его рядом с Кызмыда, сказали: «Светлая вам память!», и устроили поминки за счет общества. Дом Берда опустел и только крик совы доносился оттуда по ночам.
Народ изнемог от притеснений. После гибели Берда и его семьи людей охватил гнев. Кто ушел в абреки, кто укрылся в горах. Податей больше не платили, убили многих моурау. Но все же князь, благодаря хитрости и змеиному языку, сумел обмануть многих. С помощью одних, он побеждал других. Люди не могли понять друг друга и снова попадали в рабство.
Шли годы. Народ по-прежнему жил во мраке и не видел просвета. Если где-нибудь появлялся человек, призывавший к свободе, князья и их слуги убивали его. Жиэнь становилась все тяжелее.
Как-то весной, в праздник, народ собрался на площади возле крепости. Речь зашла о князе. Встал Мистала Рубайты, седо-бородый старец, и сказал:
— Солнце погасло и луна больше не светит. Земля дрожит от гнева и звезды падают с неба, не? в силах больше смотреть на наши страдания. Подлый князь губит наших жен, позорит наших дочерей, заставляет женщин грудью кормить щенков. Он обманом привлек к себе молодежь. Мы не верим друг другу и гибель наша близка. Так протянем же друг другу руки, объединим наши. сердца и дадим перед святынями клятву единства!
Народ в один голос вскричал:
— Поклянемся! Поклянемся!
И снова наступила тишина. Мистала ножом выстрогал из березовой ветки трехгранную палочку и снова обратился к народу.
—Сделаем священные знаки, друзья мои!
Каждый сделал надрез на березовой палочке в знак того, что он клянется быть верным общему делу. Палочку положили в часовне и стали решать, что делать дальше. Встал Тохти Дза-найты:
— О, наша молодежь, храбрые юноши! Будущее в ваших руках. Мы состарились и наше время состарилось вместе с нами. Мы много прожили и многое видели, но мы не можем вспомнить ничего хорошего. Скажите нам, что вы думаете делать, мы внимательно выслушаем вас — ведь разум не зависит от возраста.
Долго совещались и каждый высказал свое мнение. Наконец согласились в том, чтоб отправить к князю посла.
Выбрали посла — умного и смелого в речах человека, Реваза Рубайты, и сказали ему:
— Иди, Реваз, и передай князю: «Мы все, как один, были свободными людьми, ты же сделал нас своими рабами. Ты стравил нас с нашими соседями, хиуцами, и заставил нас истреблять друг друга так, что теперь мы вынуждены до века платить друг другу кровавые долги. Ты заставил наших женщин вскармливать грудью собак, ты не оставляешь нам ни доброго коня, ни красивой девушки. Оставь нас в покое, тебе же будет лучше. Предки наши не были твоими рабами и мы не будем!»
— Скажи все это князю в лицо! — напутствовал Тохти посланника, тот сел на коня и ускакал.
В полдень Реваз спешился во дворе князя и послал к нему одного из стражников. Князь призвал Реваза к себе и приказал:
— Говори, с чем пришел! Реваз передал ему все, что было поручено народом. Князь, запылав от злобы огнем, вскочил, схватил стул, на котором сидел, и ударил им Реваза по голове. Реваз выхватил саблю, но на него налетели стражники, выволокли во двор и там. убили, как собаку.
Люди до самого вечера ждали своего посла, чтобы узнать, с чем он вернется, но, не дождавшись, разошлись, поручив Тохти и Мистала с утра выяснить, что же сталось с Ревазом.
А князь в ту же ночь разослал гонцов и утром, во главе войска из Хада, появился в Кудском ущелье. Он скакал на белом коне посреди своих воинов. Из башни над дорогой по нему открыли стрельбу. Тохти Дзанайты выстрелил с вершины башни и убил под князем коня. Князь снова послал гонцов, вызвал подкрепление и ворвался в ущелье. Кудцы с боем отступили в горы, но женщины и дети оставались в селах — нападение застало их врасплох и никто не успел подготовиться к войне.
На четвертый день князь согнал всех детей, каких смог захватить, и приказал своим всадникам затоптать их конями. Те выполнили его приказ. Одному богу известно, сколько было там детей. От плача и воплей их матерей и камень бы превратился в воду, но князь только ухмылялся в усы и жалость ни на миг не пробудилась в его сердце. Он собрал все добро, весь скот, какой нашел в ущелье, и ушел, оставив за собой черные пепелища.
После его ухода люди собрались на площади, где были растоптаны дети. Каждый искал своего ребенка, но большинство из них было изуродовано до неузнаваемости. Плач и стон стояли над ущельем. Детей похоронили. Эта площадь и сейчас еще называется «Нетис кало», что значит «Царский ток».
Черная скорбь переполнила сердца, погибшие дети взывали к мщению, но силы народа были сломлены. Делать нечего, надо было жить, и люди начали восстанавливать сожженные дома. А князь обложил их еще большей данью.
Опять настала весна и снова в праздничный день собрался народ. Вновь стали говорить о инязе.
— Лучше всем нам погибнуть,— сказал Мистала, — чем простить этому зверю его черные дела!
Поднялся старый Тохти:
— Это правда, лучше погибнуть, чем оставить потомков рабами,. Хищник повадился к нам и терзает нас. Надо с ним что-то делать!
Люди притихли, задумались, а потом сказали в один голос:
— Смерть ему, смерть! Надо убить его, другого средства нет!
Снова взял слово Тохти:
— Легко решить, добрые люди, труднее выполнить. Не так-то просто будет добраться до князя. Мы должны все хорошо обдумать и подготовиться, чтобы потом не пришлось нам жалеть. Надо, чтобы и мысли наши, и действия были едины и тогда даже скалы не устоят перед нами. Так поддержим друг друга!
— Мы согласны! — вскричали все, как один, и вторично принесли клятву верности. В знак этого каждый оставил в часовне пулю.
Решили, что князю осталось жить до пасхи.
Был ясный весенний день. Ярко светило солнце, склоны сверкали зеленью, во весь голос пели птицы. Арагви, в радужных брызгах и пене, извивалась серебряной лентой, словно очнулась от глубокого сна. Природа пришла в движенье, ожидая лучших дней, и у людей на душе посветлело.
И вот пришла пасха. Час мщенья пробил. В этот день все, у кого был скот, должны были отдать князю по одному барану, а у кого не было скота— индюка или курицу. Отовсюду к княжескому замку тянулись вереницы людей, несущих дары, поэтому князя не возникло подозрений при виде собравшегося народа.
Люди — и старики, и молодые — рядами стояли в большом дворе княжеского замка. Князь важно вышел к ним и его тотчас обступили со всех сторон. Сердце-князя дрогнуло, почуяв беду. Он заговорил, стал поздравлять народ с праздником но слова застревали у него в горле. Он смотрел на молчаливую вооруженную толпу и все больше бледнел. Пальцы его дрожали. Ему захотелось стать птицей и улететь куда-нибудь в безлюдные места. Он был бы рад поменяться местами с самым убогим из своих рабов, но деваться было некуда и князь стоял, ожидая своей участи. Иногда он посматривал в сторону башни, где скрылись его приближенные, но те не смели даже выглянуть наружу. И князь понял, что помощи ждать ему неоткуда. Вперед вышел Тохти и сказал:
— Сядь, арагвинский князь! Сегодня последний день твоей власти, но у нас есть к тебе еще вопросы.
Князю вынесли стул. Он сел и вид его был настолько жалок, такими несчастными глазами смотрел он на людей, что многие из них готовы были смягчиться. Но они помнили о своей клятве, помнили прежние дела князя и ни один человек не сказал ни слова в его защиту.
Народ притих. Тохти обратился к князю:
— Эристави! Сегодня мы судим тебя и ты должен ответить на наши вопросы. Скажи, зачем ты заставил нас убивать наших соседей, хиуцев, чем они мешали тебе? Зачем ты отнял нашу свободу и превратил нас в рабов?
Князь ничего не отвечал, только со страхом смотрел на людей.
— ...Ответь, что сделали тебе малые дети, которых ты растоптал? Чем мешали тебе бедные наши жилища, которые ты сжег? Ответь, что плохого сделал тебе Берд, которого ты погубил вместе с семьей? Зачем ты вскармливал щенков священным человеческим молоком?
Князь не мог выдавить из себя ни слова, только глянул опухшими красными глазами на вершину башни, откуда на него смотрела перепуганная жена.
Тохти повернулся к народу и воскликнул:
— Решайте!
Начался суд. Кто предлагал забить князя камнями, кто — повесить, кто — сбросить со скалы. В конце концов решили:
— Окажем ему последнюю честь казним его саблей!
Засвистели клинки, бросая блики на стены замка — князь был тут же изрублен в куски и черная его кровь хлынула на молодую траву. Люди вытерли свои сабли и ушли, а с башни неслись вопла княжеской жены.
Кто-то из стражников поскакал к ксанскому князю Дзимсеру — княгиня была его дочерью. Дзимсер приехал, похоронил князя, а жену его вместе со слугами забрал к себе в Ксан. С тех пор дом арагвинского князя опустел, в нем никто больше не живет, и только птицы вьют там свои гнезда...
Ксанский князь Дзимсер начал постепенно прибирать к рукам людей своего зятя, жителей Хада, найдя себе среди них добровольных помощников. Но он боялся трогать Кудское ущелье, потому что осетины, жившие там, объединились и близко не подпускали к себе ни князя, ни его слуг. Они снова стали свободными людьми.
Жители Хада теперь платили подати Дзимсеру, а тот стал притеснять простых людей еще хуже, чем арагвинский князь. Он сумел обложить данью и осетин, живших близко к грузинским селам. Сначала Дзимсер не решался сам появляться в Хадском ущелье и посылал туда своих моурау, но потом и сам стал наезжать за данью и отбирал у людей все, что ему нравилось — будь то конь, бык или красивая девушка. Без его разрешения никто не мог жениться или выйти замуж. Если во время очередной поездки он останавливался в чьем-либо доме, то требовал к себе на ночь девушку. Он творил еще больше зло, чем его предшественник. Жители Хада снова оказались в ярме.
Как-то осенью Дзимсер стал собираться в Хад за данью. Его жена стала отговаривать его:
— Не езди,—сказала она, — я видела дурной сон, будто кто-то разрушил наш замок.
Дзимсер, расхохотавшись, ответил:
— Бог с тобой, княгиня, о чем ты говоришь! Ведь скалы дрожат от страха и катяни трескаются, когда я появляюсь в Хаде. Не беспокойся, я пригоню стада быков и отары овец, а тебе привезу шелка и драгоценности.
В тот же день он отправился в путь с двенадцатью всадниками.
На берегу Арагви, в селении Млет жили семь братьев. Старшего из них звали Хуца. У братьев была единственная сестра, Тамар, о красоте которой ходили легенды. Дзимсер тоже прослышал о ней и с тех пор не находил себе места. Мысль о красавице не давала ему покоя и он, выехав со двора, прямиком направился в Млет.
Хуца и его братья хорошо знали, что означает приезд Дзимсера, понимали, что он не успокоится, пока не обесчестит их сестру, и потому подготовились заранее. Они сплели два больших щита из прутьев и поставили их внутри дома вдоль стен.
Тем временем появился Дзимсер со своей свитой. Хуца, как радушный хозяин, выехал им навстречу, помог спешиться и усадил в доме на длинную скамью. Увидев девушку, Дзимсер не сводил с нее алчных глаз, выпученных и красных. Он был похож на дракона, готовящегося проглотить свою жертву. А сердце Тамар от гнева и отвращения словно сжал железный обруч.
Подоспел ужин. Накрыли на стол и князь со своими людьми приступил к трапезе. Когда они наелись и напились, князю постелили у одной стены, а его телохранителям — у другой. Они улеглись и тогда князь сказал:
— Вы знаете, что мне теперь нужно? Приведите-ка сюда вашу сестру!
Хуца с живостью ответил ему:
—Да, да, мы знаем это, и девушка уже предупреждена. Но здесь свётло и она стесняется.
Дзимсер потянулся и приказал:
— Погасите свет!
Светильники погасили и в доме стало темно. Тут братья опрокинули на князя и его людей плетеные щиты и бросились на них сверху, а те ворочались и кричали под щитами. Вошла Тамар с факелом, братья выхватили кинжалы и, нанося удары сквозь прутья, перебили незваных Гостей всех до одного.
На другой день собрался народ, живущий вдоль Арагви — и осетины, и грузины. Убитых похоронили недалеко от Млет. Хуца, избавивший народ от жестокого князя, был с почетом избран смотрителем Ломисской святыни. И по сей день все смотрители Ломиса происходят из рода Хуца — Бурдули.
С той поры жители Хадского ущелья тоже стали свободными людьми и никто больше на берегах Арагви не слышал даже упоминания о князьях.
Сказки
Куртатинский хитрец
Жили в верховьях Куртатинского ущелья три брата. Отец оставил им небольшое наследство, они разделили его между собой, да только ненадолго его хватило. Остался из отцовского добра лишь круглый фынг на трех ножках. Стали братья думать, как разделить и его, ничего не придумали и взяли каждый себе по ножке, а круглая доска осталась общей.
Как-то раз говорит старшему брату его жена:
- Снес бы ты свою ножку на продажу в город Хадзарта, а на эти деньги купил бы еды: ведь мы скоро умрем от голода!
На другой день старший брат взял ножку от фынга и отправился в город. Встретился ему на окраине один алдар.
- Сколько ты просишь за эту ножку?
- Пять рублей, - ответил бедняк.
- Что там пять рублей! -сказал алдар. - Слушай меня: если сумеешь усыпить меня небылицами - дам тебе пять туманов. Ну, а не сумеешь - вырежу из твоей спины три ремня, и ножка будет моей.
- Хорошо, - ответил бедняк, - я согласен. Пошли они к алдару в дом. Алдар выставил на стол еду и питье и стал угощать бедняка. А когда тот захмелел, алдар улегся и говорит:
- Ну, теперь рассказывай. Усыпляй меня.
А бедняк спьяну еле языком ворочает. Побормотал он. что-то, побормотал, да и уснул.
Алдар вырезал у него из спины три ремня, отнял ножку от фынга и прогнал бедняка. Пошел бедняк, согнувшись, домой, в Куртатинское ущелье. Увидела его издали жена среднего брата и закричала мужу:
- Иди-ка сюда, никчемный, и посмотри вниз на дорогу! Вон идет твой старший брат, .согнувшись под тяжестью поклажи! Скорее бери ножку от фынга и неси ее в город, да смотри, не продешеви.
Отправился средний брат в город и с ним приключилось то же самое. Вернулся он домой сгорбленный, с изрезанной спиной, а ножка от фынга осталась у алдара.
Задумался младший брат: «Кто же так поиздевался над братьями? Придется, видно, идти в город, другого выхода нет». Собрался он в дорогу, взял свою ножку и пошел в город Хадзарта. И на окраине встретился с тем же алдаром.
- Эй, парень! Сколько просишь за ножку?
- Сто туманов! - отвечает бедняк.
- Что такое сто туманов! Вот если ты сумеешь усыпить меня, рассказывая небылицы, то получишь столько золота, сколько унесет осел.
- Что ж, хорошо, - сказал младший брат и пошел к алдару в дом.
Алдар снова выставил угощение, еще больше прежнего. Перед тем, как сесть за стол, он спросил:
- Скажи, как тебя звать?
- Мое имя еще хуже. А как звать тебя?
- Меня? Алдар, как же еще! Ну, давай, пей.
- Скажи мне тост, алдар, и выпей первым. Я никогда не пил раньше хозяина дома.
Стал алдар говорить тосты и пить, и бедняк вместе с ним. Долго они пировали, наконец, алдар прилег и говорит:
-Теперь рассказывай небылицы, чтобы я уснул.
- Ты приведи сюда осла, да принеси золота, как договорились, тогда и начну рассказывать.
Пригнал алдар осла, принес два мешка золотых денег я снова улегся.
- Ну, слушай, алдар, - сказал бедняк и начал рассказ: - Было у меня когда-то огромное стадо, целых семь овец. Летом я их пас на горе Кариу, а к подножию горы провел желоба, по которым вниз текло молоко. А внизу моя мать его процеживала и делала из него сыр в большой корзине. Слил я как-то молокб в желоб, а там волк сидел. Снесло волка по желобу вниз, а там моя мать подставила сито, чтобы молоко процедить. Волк проскочил в дырочку сита и оказался в сыре. Сделала мать пироги с сыром и отправила мне на гору Кариу, где я сено косил. Разломил я пирог, а оттуда волк выскочил и - бежать. Бросил я в него косу - застряла коса в волчьей пасти. Швырнул я в него грабли - вонзились грабли в волчью ляжку. Бежит волк, спереди косит, сзади сено сгребает. Пока бежал, сотню стогов сложил. Тут коса ударилась о камень, высекло искру и все сенр сгорело. Тем временем пришла зима. Вся вода замерзла, скоту пить нечего. Посмотрел я сквозь игольное ушко, вижу-далеко внизу синеет река Фиагдон. Погнал я свое стадо туда, а пока добрался - и эта река замерзла. Слышу, подо льдом журчит вода. Сделал я из своей локтевой кости долото, из теменной кости кувалду, лед продолбил, стадо напоил, и стал возвращаться.
Шел, шел, смотрю-нет на мне теменной кости, на берегу забыл. Вернулся к реке и вижу: в моей теменной кости перепелка гнездо свила, двенадцать яиц снесла. Ну, думаю, бог дает-в окно подает. Изжарил себе яичницу, угостился на славу и пошел к своим овцам. Пока шел, овцы по кустарнику разбрелись. Стал я их искать, тут конь мой хвостом за что-то зацепился. Обернулся я, смотрю - огромная ива, вершиной в небо упирается. За вершину конский хвост и зацепился. А мне надо было к богу сходить-он мне ружье обещал. Пойду, думаю, прямо сейчас, лучшей дороги не будет. Полез на иву и по ней поднялся на небо. «Здравствуй, - говорю - бог. Помнишь, ты обещал мне ружье подарить». «Как же,-.говорит бог, - как же не помнить » - и подарил мне отличное крымское ружье. Дал он мне~ еще кое-какие поручения и я отправился домой. Глядь-а дерева нет, муравьи его корни подгрызли, вот оно и упало. Вернулся я к богу. Дерево мое, говорю, упало, придумай что-нибудь. Крикнул бог слугам, принесли они веревку из мякины, и спустили с неба на землю. Полез я по веревке вниз. Лез, лез, на полпути замерз и решил согреться. Развел костер, веревка вспыхнула и сгорела. Полетел я вниз, упал на землю, сломал двенадцать ребер. Поднялся, смотрю-под кустом перепелка сидит. Выстрелил я в нее из ружья и убил. Стал потрошить, полдня работал. Жиром ее наполнил двенадцать больших корзин. Дай-ка, думаю, смажу свои арчи, совсем, они у меня пересохли. Один арчи смазал, а на второй жиру не хватило. Тот, второй арчи, обиделся и убежал. «Чтоб ты сгорел,»-думаю, и пошел его искать, Смотрю, а он в Балте на Слоновском току волов подгоняет. «Эх, гяур, мой арчи,-думаю,-из кожи гяура сшитый!»Размахнулся я, ударил его по правой щеке - из него высыпалась целая куча проса. Ударил по левой щеке-высыпалась куча соли. Собрал я соль и просо и отнес на гору Кариу. Ты меня слушаешь, алдар?
А алдар уже уснул, только храп стоит.
Бедняк вкривь и вкось, клочками обрил ему голову, погрузил золото на осла и пустился в путь. В теснине Забиаг привязал он осла в лесу, в стороне от дороги, а сам уселся на обочине и стал ждать.
Тем временем алдар проснулся и бросился в погоню за бедняком. Скакал он, скакал и въехал, наконец, в теснину Забиаг, где младший брат сидел у дороги. Не узнал его алдар и крикнул:
-Ты не видел здесь путника с ослом?
- Удивительные вопросы ты задаешь, - ответил младший брат, - в этом ущелье у всех есть ослы.
- Его имя еще хуже, он украл мои деньги и я гонюсь за ним!
-Хуже тебя я никого не видел, посмотри-ка на свою голову.
- Не зли меня, я и так зол, - зарычал алдар, - один проходимец украл у меня целый вьюк золота и мне надо его догнать!
- А-а-а! Так он был здесь недавно и поехал вон в ту сторону. Но там узкая и крутая тропа, по ней не проехать на коне. Оставь коня здесь и беги за ним следом, пешком ты его быстро настигнешь.
Алдар оставил коня рядом с куртатинским хитрецом и помчался догонять человека по имени еще хуже. А бедняк отвел коня в лес, привязал его рядом с ослом, отрезал коню хвост воткнул его в мышиную норку неподалеку от дороги.
Тем временем алдар, никого не догнав, вернулся назад. Младший брат, увидев его издали, начал кричать:
- Скорей, скорей, алдар! Твоего коня мыши тащат в норку. Один хвост еще торчит. Но не тяни за хвост слишком, но - не дай бог, оторвется - не видать тебе тогда своего коня.
Схватился алдар за хвост, потянул что есть силы, и вынул из норки.
-Я же говорил тебе, не тяни слишком сильно,-сказал бедняк, - пропал теперь твой конь!
Поплелся алдар в город пешком, а младший брат сел на коня и с мешками золота на осле весело поехал домой, в Куртатинское ущелье.
Искатель справедливости
В одном бедном селе жили когда-то муж и жена. Не было у них ни детей, ни богатства, давила их нужда и не знали они жизни радости.
К старости родился у них мальчик, но почти никто из соседей не узнал об этом. Да и что толку, если бы узнали? Давно известно, что люди держатся подальше от бедняков счастье не подходит к ним близко.
Стали родители думать, кого бы взять сыну в крестные отцы. Жена говорит мужу:
- Пойди в соседнее село, найди там человека побогаче, попроси его быть крестным нашему сыну. Сделает он мальчику подарки, может, и нам что-нибудь перепадет.
- Не нужен твоему сыну богатый крестный, - ответил муж, - богачи считают зазорным для себя водиться с бедняками. Найду-ка я честного и справедливого человека, пусть он и будет вашим крестным.
Взял сына на руки и пошел по дороге.
Долго ли он шел, недолго ли - одному богу известно. Встретился ему по дороге Уастырджи.
-Да будет прямой твоя дорога!-сказал Уастырджи.
- Удачи тебе! - ответил бедняк.
-Куда путь держишь?
-Ищу крестного своему сыну, человека справедливого и честного.
- Видно, мне быть крестным твоему сыну. Честней и справедливей меня нет никого.
- А кто ты такой?
- Я - путеводный Уастырджи.
- Какой же ты справедливый? Ты не даешь человеку удачи на дороге, пока он не зажжет для тебя свечи и не зарежет барана - сказал бедняк и пошел дальше.
Шел он, шел, пока не встретил его Уацилла.
-Куда идешь, бедняк?
-Ищу справедливого и честного человека своему сыну в крестные.
- Ни на земле, ни на небе не найти никого справедливей и честней меня. Я согласен быть крестным твоему сыну.
- А кто ты такой?
- Я - Уацилла, гремящий в тучах.
- Где же твоя справедливость? Ты насылаешь на людей болезни до тех пор, пока они не сварят для тебя пива и не зарежут ягненка.
Так ответил бедняк и продолжил свой путь.
Долго шел он по дороге и встретил Смерть.
- Доброго пути, бедняк, - сказала Смерть.
- Здравствуй и ты, - ответил бедняк.
- Куда идешь, что ищешь?
- Ищу справедливого и честного человека, чтобы он согласился быть крестным моему сыну.
- Кто же честней и справедливей меня? Я и буду крестной твоему сыну.
- А кто ты? - спросил бедняк.
- Я-сама Смерть.
- Что ж, - сказал бедняк, - быть по-твоему. Ты убиваешь царей - нет у них над тобой власти. Ты убиваешь богачей - не могут они от тебя откупиться. Ты убиваешь богатырей - не могут они тебя победить. Ты убиваешь бедняков- нет в тебе жалости к ним. Пожалуй, справедливей тебя нет никого на этой земле.
Пошли они к реке и окрестили мальчика, окунув его в воду. Закончили крестить и Смерть сказала бедняку:
-Теперь я с тобой в родстве и хочу сделать тебе добро. Отнеси ребенка домой и возвращайся.
Бедняк стал звать ее в гости, но Смерть ответила:
- Как бы тебе не пожалеть, если я приду к тебе в дом.
Лучше иди и делай, что я говорю.
Бедняк отнес сына домой и вернулся к Смерти. Отвела его Смерть на высокий курган и показала рукой вдаль.
- Видишь, там, за рекой большой город. Я давно собираюсь напустить мор на его жителей. Иди за мной туда, а когда придешь, объяви себя искусным лекарем. Меня не будет видеть никто, кроме тебя. Если увидишь, что я стою у больного в головах, знай: этот человек умрет. Если же я буду стоять в ногах у .больного, то он поправится. Тут-то и сделай вид, будто лечишь его. Люди поверят, что ты можешь избавлять от смерти и будут давать тебе деньги. Но смотри, не требуй платы сам, бери только то, что тебе дадут.
Пошел бедняк следом за Смертью. Смерть напустила на людей мор, а бедняк сделал так, как она ему сказала; и деньги потекли к нему рекой. Через несколько дней Смерть сказала ему:
- Теперь ступай домой.
Отправился бедняк домой с целой арбой денег. Прошло несколько лет и настала пора умирать бедняку. Явилась к нему Смерть, поздоровалась и спросила:
- Хорошо ли живешь, кум?
- Хорошо, дай бог тебе здоровья,-ответил бедняк.
- Мое здоровье в порядке, - усмехнулась Смерть, -а вот тебе пора собираться: я пришла за тобой.
Испугался бедняк, стал просить Смерть:
- Пощади, кума, я хочу пожить еще! Подожди, пока вырастет мой сын.
- Нет, кум. Ты сам искал честного и справедливого человека. Ведь ты знаешь, меня нельзя ни купить, ни испугать, ни разжалобить. Раз я уже пришла, то не уйду без тебя. Закончим этот бесполезный разговор. Ложись.
Что было делать бедняку? Лег он, но как только Смерть подошла, повернулся ногами в ее сторону. Смерть зашла с другой стороны, но бедняк опять повернулся к ней ногами. Так продолжалось довольно долго: откуда Смерть ни зайдет, бедняк поворачивается к ней ногами. Наконец, Смерти это надоело.
- Э-э, кум, я вижу, справедливость нравилась тебе до тех пор, пока была выгодна. Но от меня не ушел еще никто.
Тут взмахнула она косой-и бедняк,испустил дух.
Лиса-Хаджи
Искала как-то лиса, чем бы поживиться, забралась в чью-то кладовку, да и провалилась в бочку с черной крпской. Стала лисья шерсть черной, как вороново крыло. Испугалась 'лиса, выскочила из бочки и бросилась бежать от беды подальше.
Бежит лиса по дороге, размышляет, чего бы поесть. А над дорогой, на суку, петух сидит. Увидел петух лису, удивился к спрашивает:
- Что случилось, лиса, куда ты бежишь, вся в черном?
-Ах, друг мой петух,-отвечает лиса,-раскаялась я в своих грехах и прклялась больше не воровать, а теперь иду в Мекку, чтобы вымолить себе место в раю.
-Сделай милость, возьми меня с собой, - говорит петух, - ведь и я тоже жил неправедно!
Слетел петух с дерева к лисе. Ухмыльнулась плутовка в усы и сказала петуху:
- Идем, мой друг, идем. Молитвы откроют нам двери рая. Пошли они вместе. Шли, шли и встретили сокола.
-Доброго вам пути,-говорит им сокол.
- Здравствуй, здравствуй!
- Куда путь держите?
-Идем в Мекку, просить милосердия божьего. Раскаялись мы в своих грехах и хотим искупить их, - отвечает лиса.
- Ради аллаха, возьмите меняс собой. Ведь я тоже не из праведников.
- Что ж, мое солнце, пойдем. Помолишься в Мекке- простятся тебе все прегрешения. Пошли они дальше втроем. Встретился им по дороге удод.
- Прямой вам дороги, - говорит удод.
- Удачи тебе, - отвечают путники.
- Куда идете, что ищете?
- В Мекку идем, грехи свои замаливать.
- Я тоже грешен, возьмите и меня с собой!
Облизнуласьлиса и ответила удоду:
- Пойдем, душа моя. Кто идет в Мекку - тот идет в рай.
Идут они дальше вчетвером: лиса, петух, сокол и удод. Впереди лиса, за ней три ее товарища. Долго ли шли, недолго ли - кто знает? Привела их лиса к своей норе и говорит:
- Отсюда до Мекки рукой подать. Войдите-ка в эту пещеру, совершите в ней намаз и по^айтесь мне в грехах своих, тогда и пойдем дальше.
Вошли паломники в лисью нору, а лиса села у выхода и сказала:
- Выходи, петух, ты первый покайся в грехах!
Вышел к ней петух.
-Нет числа твоим женам, - говорит лиса,-и тем ты нарушил закон истинной веры. Это - первый грех, его еще можцо простить. Но скажи-ка, зачем ты кричишь по ночам во все горло, зачем всех будишь? Этого греха тебе коран не прощает.
Свернула лиса петуху шею и положила его рядом с собой.
- Выходи, сокол, теперь твоя очередь каяться.
Вышел к лисе сокол.
- Ответь-ка, сокол, сколько раз воровал ты цыплят со двора бедной вдовы? - спрашивает лиса.-Это большой грех, и коран тебе его не прощает.
Свернула соколу шею и положила его рядом с петухом.
-Выходи теперь ты, удод, и расскажи, кто дал тебе право носить корону?
Отвечает ей удод из норы:
- Пусть паду я жертвой твоей, Великий Хаджи, но корону мне дал сам царь Соломон. Этому есть у меня свидетели - три гуся, три утки и три индюка. Девять свидетелей могут подтвердить, что я говорю правду. Если хочешь, я приведу их сюда.
Потекли у лисы слюнки и подумала хитрая лиса: «Удода мне и на один зуб не хватит. Но три гуся, три утки и три индюка! Этого хватит на целый месяц!» - и говорит лиса удоду:
-Ступай, приведи своих свидетелей. Хорошо, если они подтвердят твои слова. Но горе тебе, если ты солгал!
Удод выпорхнул из норы и улетел, а лиса уселась и стала ждать свидетелей. Прилетел удод на пастбище, где паслась отара овец, опустился на землю возле собак и стал прыгать у них под носом. Бросились собаки на удода, а он, перелетая с места на место, привел их. к лисьей норе. Увидели собаки лису и погнались за ней, забыв про удода. Поймали лису, подмяли под себя и стали рвать зубами - только клочья полетели от лисьей шубы. А удод кричит сверху:
- Эй, лиса, что говорят тебе мои свидетели? Подтверждают ли они мои слова?
- Погоди же, - отвечает лиса, - я тебе это припомню, если останусь жива!
С тех пор стали врагами лиса и удод.
Чертова уздечка
Было, или не было-один бог знает, но, говорят, жил в Куртатинских горах богатый человек по имени Бакар. Было у него десять тысяч овец, десять тысяч баранов, десять тысяч ягнят и столько же коз.
Но если надо было ему идти куда-нибудь на люди, то он просил одежду у соседей, потому что в его лохмотьях было стыдно показаться среди людей. Не было в округе человека богаче Бакара, но не было и скупее его. Жалел он денег, не покупал одежды ни себе, ни своей семье, даже в праздник не ели в его доме мяса. Оборванный, босой, бродил он за своим скотом, не доверяя его никому. Семью свою морил голодом, даже малым детям не давал лишнего куска.
Так богач Бакар много лет был сам у себя пастухом. Однажды летним днем согнал он скот под скалы, в тень, а сам, сев на камень, стал всухомятку жевать черствый хлеб. Рядом с ним было огромное дойное стадо, но он жалел молока даже для самого себя.
Вдруг слышит Вакар шум и крики. Взглянул он в ту сторону и видит мчится по склону волк, а в зубах у него маленький чертенок. За волком бежит черт, но не может он волка догнать.
Вот волк уже с Бакаром поравнялся. Тут закричал черт:
- Помоги, Бакар, моего сына уносит волк!
Схватил Бакар ружье, прицелился и выстрелил. Волк перевернулся' через голову и упал замертво. Подбежал к нему черт, схватил своего ребенка на руки, стал его обнимать, стал ласкать, а потом и говорит Бакару:
- Пойдем со мной. Вон в том овраге живет моя мать. Станет она тебя благодарить, станет давать золото и алмазы-ты не бери ничего, а проси то, что заработал.
Пошел Бакар с чертом. Спустились в овраг, видит Бакар - в глубине оврага дверь. Вошли они в дверь и очутились в большом доме. Пол дома из слоновой кости, стены из перламутра, а на потолке горит утренняя звезда. В глубине комнаты в золотом кресле сидит черная старуха, мать чертей.
Рассказал ей черт, как Бакар спас его сына, маленького чертенка. Обрадовалась старуха Бакару, усадила его за стол, стала потчевать невиданными яствами, а потом насыпала перед ним целую кучу драгоценных камней и сказала:
- Забирай, Бакар, это все твое.
Отвечает ей Бакар:
- Если хочешь меня наградить - дай мне то, что я заработал.
Заворчала старуха, пошла в кладовую и вынесла оттуда несметные сокровища - золотое оружие, кубки, монеты, слитки, целые корзины изумрудов, рубинов, алмазов... Разгорелись глаза у Бакара, а старуха все носит и носит и огромная груда сокровищ все растет и растет. Забыл обо всем Бакар, хотел уже кинуться к сокровищам, да черт больно толкнул его в бок и он опомнился. Говорит он опять старухе:
-Спасибо тебе, но не хочу я ничего, кроме того, что заработал.
Снова пошла старуха в кладовую, вынесла оттуда зеркало и показала Бакару.
- Это зеркало - из сокровищ сокровище. Все в нем видно, даже страна мертвых. Все что происходит во вселенной, все чудеса небесные раскроются перед тобой. Над седьмым небом, под седьмым солнцем орлиное гнездо - ты увидишь его. В седьмом подземном мире сын солнца прикован к скале цепями - и его ты увидишь. На черный день берегла я это зеркало, а теперь дарю его тебе.
Хотел Бакар взять чудесное зеркало, но черт снова толкнул его в бок, да так, что чуть ребра не сломал. Охнул Бакар и говорит старухе:
- Если уж хочешь сделать мне подарок, дай то„.что я заработал.
Видит старая чертовка, что он стоит на своем.
- Ну, ладно. Будь по-твоему.
Размахнулась она, ударила Бакара по затылку кулаком и изо рта у него со звоном выпали железные удила.
- Иди,-сказала старуха,-я сняла с тебя узду. Теперь все, что ты заработал, будет твоим.
С того дня зажил Бакар так, как и должен жить человек: стал он щедрым и хлебосольным, себе ни в чем не отказывал и с другими делился. И семья и соседи дивились на Бакара и ничего не могли понять - откуда им было знать, что освободился Бакар от чертовой уздечки, которую носил всю жизнь.
Афсати
Заболела жена Афсати. Долго болела, никак не могла поправиться. Навещали ее ангелы, навещали другие небожители, но никто не мог найти средства от ее болезни. Ей становилось все хуже и хуже и она уже не вставала с постели. Однажды позвала она Афсати и говорит ему:
-Умираю я. Но в далекой земле, за семью перевалами живет Хачим-лекарь. Уж он-то наверняка знает средство от моей болезни.
Сел Афсати на своего золотого оленя и в мгновение ока очутился возле дома Хачима.
- Моя жена больна, - сказал Афсати. - Может, ты, Хачим, знаешь лекарство от ее болезни?
Хачим разбросал по доске бобы, перемешал их так, перемешал этак, а потом и говорит Афсати:
- Собери весь скот, какой у тебя есть - всех зверей лесных, кроме волков, и зарежь их. Тогда твоя жена поправится.
Приехал Афсати домой и приказал слугам созвать всех зверей. Стали звери собираться к дому Афсати. В это время Уастырджи пришел проведать больную и, увидев толпу зверей, спросил Афсати:
-Зачем собрались здесь эти звери?
Отвечает ему Афсати:
-Послала меня жена к лекарю Хачиму, чтобы тот научил меня, как ее вылечить. Велел мне Хачим зарезать всех зверей, кроме волков, - тогда моя жена выздоровеет.
Покрутил Уастырджи ус и спрашивает:
- Скажи мне, кого больше - живых или мертвых?
Не успел Афсати и рта раскрыть, как вдруг из-под куста раздался голос ежа:
- Мертвых больше!
Удивился Афсати:
- Почему же мертвььх больше? Ведь и у людей, и у зверей рождается больше, чем умирает!
Засмеялся еж и ответил ему:
- Те, кто выполняет все прихоти своих жен, тоже могут считаться мертвыми.
Покачал головой Афсати, свистнул зверям и разбежались они по горам и лесам.
А жена его и так поправилась.
С тех пор Афсати старался меньше прислушиваться к советам жены. А Уастырджи за смелый ответ подарил ежу кольчугу, которую еж носит по сей день.