Людмила Швецова

«...МЫ МЕХАНИЧЕСКИ ПРЕРВАЛИ ДИАЛОГ КУЛЬТУР»  

Глубокоуважаемый Ахсарбек Хаджимурзаевич!
Глубокоуважаемые дамы и господа, участники нашего «круглого сто­ла»! 
Я хотела бы, во-первых, по поручению мэра нашего города Ю.М.Луж­кова поприветствовать инициативу фонда «Мир Кавказа», вас, уважае­мый президент фонда, за то, что вы предложили нам всем организовать вот такой «круглый стол». Мы поддержали вашу инициативу, но главная роль и главная скрипка в этом оркестре ваша, и я хочу поблагодарить вас за ту речь, которая выстрадана не только несколькими днями или часами ее подготовки. Она выстрадана вашей жизнью, вашими усилиями, кото­рые вы всегда направляли на то, чтобы Кавказ жил полноценной, краси­вой жизнью и чтобы культура народов Кавказа была главной основой для мира в этом регионе. 
Прожженные прагматики и политики сейчас, возможно, с большим трудом скрывают свою улыбку по поводу темы нашего разговора, тем бо­лее, когда телевизионный и радиоэфир сообщают о новых и новых про­блемах на Кавказе. Какая тут культура и о какой роли культуры в дости­жении мира можно сегодня говорить? 
За нашим «круглым столом», смею надеяться, сегодня собрались те, кто искренне считает, что миру можно и нужно помочь. Скажу очень баналь­ную и в то же время печально воспринимаемую для сегодняшнего време­ни мысль. Изменить мир к лучшему невозможно без культуры. Почему она банальна, понятно. А что она печальна, то это, к сожалению,, сегод­няшняя наша жизнь, показывающая, что мы очень далеко ушли от ба­нальности и правдивости этого восприятия культуры. Последние 10 лет в нашей общественной жизни - это годы безумного бегства из тенистого и плодоносного сада, который называется культурой. Сами того не подо­зревая, сегодня мы стали носителями и проводниками идей Шпенглера, считавшего, что культурные миры имеют замкнутую и завершенную фор­му. Привлекательные на первый взгляд и, может быть, приятные для на­ционального уха, для национального самосознания, на поверку они ока­зываются приглашением к утомительному бегу по привычному и надоевшему кругу. Но прав и тысячу раз прав был Михаил Бахтин, когда он говорил, что единство определенной культуры — это открытое един­ство. Хочется и дальше процитировать слова этого выдающегося литера­туроведа и философа, звучавшие примерно 30 лет назад. В сегодняшних условиях они стали поистине пророческими. 
«Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя пол­нее и глубже. Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и со­прикоснувшись с другим, чужим смыслом. Между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур. Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она себе не ставила. Мы ищем в ней ответа на наши вопросы, а чужая куль­тура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смыс­ловые глубины. Без своих вопросов нельзя творчески понять ничего дру­гого и чужого. 
При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются. Каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются». 
Мир, по тому же Бахтину, полифоничен. Поэтому хочется надеяться, что нынешняя кавказская какофония - это не что иное, как попытка не потерять свой голос. Мне кажется, сегодня на Кавказе позарез нужна ти­шина, чтобы все кричащие стороны на секунду осеклись, поняли свою немощность и трагичность своего крика и вступили в мирный диалог. 
Направленность работы нашего «круглого стола» не только актуальна, но и крайне важна. И я бы даже сказала, что у него великая миссия. Мы представляем действительно очевидный интерес в силу нестандартного подхода к проблемам, которые давно уже волнуют всех нас. 
Известно, что кризис, возникший и на Северном Кавказе, и в Закавказье в связи с распадом Советского Союза, пытались и пытаются реши прежде всего военными, силовыми методами, а затем уже в русле укрепления политического и экономического сотрудничества. 
Я хотела бы проинформировать вас о том, что Москва как столица Российской Федерации вносила и продолжает вносить посильную лепту развитие сотрудничества со странами Закавказья, с республиками Кавказа, и в этом сотрудничестве, носящем очень широкую палитру и спектр действия, мы видим перспективы и взаимопонимания, и налаживании нашего взаимодействия. 
Но сегодня речь особо идет о культурном взаимодействии, о наших огромных возможностях привлечь интеллигенцию, лучших представителей интеллектуального труда, людей разных поколений к осуществлению бла­городной и столь необходимой культурной миссии - созданию на Кав­казе такой атмосферы, которая максимально способствовала бы утверж­дению мирных и добрососедских отношений между народами. 
Известна замечательная мысль: «Красота спасет мир». Носителями пре­красного являются талантливые люди, работающие на ниве культуры. Но функцию культурного взаимодействия мы понимаем нередко узко и ог­раниченно. Цитируя устаревшие учебники, мы догматически повторяем тезисы о культуре как о надстройке, всецело определяемой экономичес­ким базисом и политическими устремлениями различных социальных групп и классов, вместо того чтобы формулировать положительные уста­новки во взглядах, идеях, чувствах людей, добиваться высокой культуры межнационального общения и рассматривать существующие конфликты как непреодолимое зло, вытекающее из неупорядоченности общества в целом. А почему бы не поставить вопрос иначе? Духовная культурная сфе­ра и сама в немалой степени определяет общественное сознание и реаль­ную жизнедеятельность общества, модель национальных и конфессио­нальных отношений. Наши обществоведы постепенно приходят к правильному выводу. 
Культура - это вовсе не производное от экономических отношений, а как раз, наоборот, - культура выстраивает адекватные себе экономические и политические отношения. Что я имею в виду? Коль скоро речь идет о Кавказе, необходимо перестать рассматривать этот регион как порохо­вой погреб, регион неискоренимых кровавых конфликтов. Нужно понять, что мы сами - люди, движения, организации - формируем социально-психологическую модель взаимных отношений. Чего греха таить, сред­ства массовой информации немало сделали для того, чтобы создать иска­женный образ Кавказа, где якобы люди чуть ли не сразу же хватаются при каждом конфликте за автомат или гранатомет. Появление стереотипа «лицо кавказской национальности», навязанного нам в лексикон, в со­знание людей, - это прямой результат одностороннего, тенденциозного, непрофессионального, ненравственного вообще освещения действитель­ности, сложных и противоречивых процессов в этом регионе. Но если мы хотим изменить положение вещей, то наряду с разумным политическим урегулированием надо научиться подходить к Кавказу не как к изначаль­но взрывоопасному, конфликтному региону, а как к своеобразному исто­рическому, социально-культурному и этнонациональному феномену, ставшему таковым в силу сложившейся ситуации, в частности, в постсо­ветском пространстве. 
Кавказ - это вовсе не конгломерат, нагромождение противостоящих друг другу народов и конфессий, а все-таки определенное историко-культурное сообщество, своеобразная социально-этническая среда, которая развивается по своей внутренней логике. И любое некомпетентное вме­шательство в судьбы населяющих его народов дезорганизует глубинные основы сложившегося духовного мира и жизнедеятельности людей. Кав­каз хочет остаться самим собой, сохранить свою самобытность, а отно­шения с другими народами строить на равноправной основе, сохраняя свободу, не поступаясь честью и национальным достоинством. Я, конеч­но, когда говорю «Кавказ», то имею в виду в первую очередь интеллекту­альные, далеко видящие силы этих народов. 
Хорошо сказал о Кавказе известный грузинский философ Мераб Мамардашвили: «Это Вселенная, живущая на давно выработанных внутрен­них основаниях». Да, это целый мир, который таит в себе и огромную, как бы сказал российский этнолог Лев Гумилев, пассионарную энергию и готовность бороться за свои ценности. Организовать постоянный и все расширяющийся культурный диалог с представителями этого мира - зна­чит навести с ним прочные мосты взаимопонимания и сотрудничества. 
Подготовлены ли мы, россияне, в том числе и москвичи, к тому, чтобы взаимодействовать с народами Кавказа, преследуя сугубо гуманные цели? У нас есть уникальный долгий опыт взаимоотношений с народами Кав­каза в разные исторические эпохи. На протяжении веков Россия форми­ровала свое видение и свои формы взаимоотношений с Кавказом. Важ­нейший урок истории состоит в том, что силовое давление и вмешательство лишь отдаляет народы. А вот сближение с народами Кав­каза на мирной культурной почве - это проверенное средство завоева­ния умов и сердец лучших его представителей. Извлекли ли мы, россия­не, должные уроки из опыта истории? Да, конечно. Мы помогали и будем оказывать материальную помощь и содействие народам Кавказа. Но сле­дует по-настоящему организовать и культурное взаимодействие, т.е. щедро делиться с дружественными нам народами духовной пищей. Надо стре­миться к тому, чтобы бессмертные произведения русской литературы, живописи, искусства стали для нынешнего поколения жителей Кавказа столь же дорогими, как и произведения Низами и Чавчавадзе, Гамзатова и Вургуна, Хачатуряна и Таривердиева. 
В советское время, и об этом не следовало бы забывать, сформирова­лась многонациональная культура, ставшая достоянием широких масс. Давайте мысленно вернемся к тем временам, когда нас по праву считали самой читающей нацией в мире. Вспомним, что читали. Не только «Це­мент» и «Железный поток», и не только Достоевского и Толстого. Нас доб­рее и мудрее, великодушнее делали грузинские, абхазские, дагестанские, осетинские, татарские, киргизские, башкирские, эстонские, литовские, белорусские, украинские, азербайджанские, армянские писатели. Это была очень высокая литература, позволявшая ближе узнать быт, историю, традиции и характер народов. Мы не просто узнавали, а в буквальном смысле слова проникались симпатиями к этим народам . Да, была госу­дарственная политика, проповедовавшая великую дружбу народов, и она формировала культуру межнационального общения. Но, пожалуй, самую весомую лепту в дело единения, в дело мира между народами вносили все-таки национальные литературы, национальные культуры в целом. 
Наши беды сегодня во многом исходят от того, что мы механически прервали диалог культур. Насущная необходимость вернуться к этому диалогу в новых условиях абсолютно очевидна. Да, за эти десятилетия много воды утекло. Многое мы потеряли в своей традиционной культуре. Но разве Волга перестала быть Волгой, а Терек - Тереком? Диалог Волги с Тереком - это не устье в устье, а сердце к сердцу, песня к песне. 
Согласитесь, уважаемые друзья, что сегодня значение культурного ка­нала нужно оценивать не узкоутилитарно, а в самом широком смысле это­го слова. Речь идет о том, чтобы на смену эпизодическим командировкам мастеров искусства Москвы или Санкт-Петербурга в российские респуб­лики Кавказа, в страны Кавказа должна пойти согласованная и долговре­менная программа культурного содружества, которая, кстати сказать, по­зволит погрузиться в сложный мир настроений, поисков, устремлений в это очень тревожное время. 
Я думаю, что Москва на протяжении столетий была столицей много­национального и многоконфессионального государства, городом меж­культурного взаимодействия. И именно в таком качестве она вошла в чис­ло мировых культурных центров. Я позволю себе выразить полную уверенность в том, что Москва не могла стать таким с очень высоким ми­ровым именем культурным центром, если бы ее культура не была обога­щена представителями разных народов, национальностей, которые жи­вут в нашем городе, и Кавказа в частности. Взаимовлияние культур многих народов на протяжении веков создало неповторимую московскую куль­турную среду, атмосферу межнационального доверия в самых разных ас­пектах - психологических, моральных, социальных, деловых, житейских. Сохранение и развитие этой замечательной московской культурной тра­диции - один из главных приоритетов деятельности Правительства Мос­квы в городе. 
Одной из основных предпосылок решения этой задачи является созда­ние условий для сохранения и развития национальных культур, чтобы москвичи той или иной национальности не забывали своих предков, их традиции и язык. Важное значение в этой связи имеет развитие системы этнокультурного образования в столице. Дети разных национальностей учатся своему языку, своей культуре. И я даже позволю себе сказать, что многие из них, приходя в дом, восполняют этот недостаток у тех поколе­ний, которые такой возможности не имели. 
Мы также высоко оцениваем роль национальных объединений в об­щественной и культурной жизни Москвы и считаем, что они очень мно­гое делают, выступая партнерами Правительства Москвы в реализации национальной политики в городе. Нам, москвичам, и жителям многона­ционального мегаполиса надо подумать и о новых формах и подходах к осуществлению национальной политики. Мы не ошибемся, если привле­чем серьезных ученых, имеющих солидный опыт разработки проблем воспитания поколений в духе доброго и заинтересованного отношения к культурам друг друга, к созданию эффективных программ и пособий в этой области, а в школах и вузовских программах уделим достаточное внима­ние этим важным предметам. 
Кстати, учебником могут быть и выступления, заявления, работы на­ших великих писателей, мыслителей. Я никогда не забуду, как совсем не­давно мне пришлось быть свидетелем ярчайшего выступления нашего великого Фазиля Искандера на «Литературном экспрессе», когда приехали очень многие представители писательской среды мира. Помню, что я по­просила у него его выступление. И по своей почте, по моим личным кон­тактам я разослала его почти всем ведущим политикам нашей России и попросила их очень внимательно почитать и вчитаться в каждую мысль, в каждую строчку этого выступления. И я думаю, что наш «круглый стол» и все то, что на нем будет произнесено, это будет тоже почвой для думаю­щих людей, для того чтобы этим обогатить свое сознание и подумать о тех решениях, которые принимались или будут приниматься в будущем. 
В связи с современной антитеррористической деятельностью предпри­нимаются попытки представить эту борьбу, которая, безусловно, должна вестись по отношению к террористам, как борьбу с исламом. Нельзя не­дооценивать возможный вред и опасность подобных домыслов. И здесь мы должны опираться снова на сотрудничество представителей всех конфессий, их плодотворный диалог, пример которых дает нам московская практика. Зримым образом этого является возведение на Поклонной горе трех храмов - православного, мусульманского и иудейского, и мирное сожительство, существование в Москве людей, исповедующих разные ре­лигии. Стереотип агрессивного или преступного представителя иной на­циональности должен уйти в прошлое. Преступник не имеет националь­ности. А народ, где бы он ни жил, является носителем лучших свойств и традиций своей национальности. 
У нас есть хороший задел в экономическом сотрудничестве с Кавказс­ким регионом. Только в последние годы Москва подписала множество соглашений с республиками Северного Кавказа, странами Закавказья. Буквально позавчера я вернулась с большой делегацией из Азербайджа­на, где мы подписали новый план нашего сотрудничества, в числе кото­рого записаны очень серьезные пункты, связанные с культурным сотруд­ничеством. Я побывала в Славянском университете в Баку, где учатся 2000 ребят разных национальностей, где их учат языкам славянских народов, их культуре. И я думаю, что этот пример очень поучителен для всех нас. Надо учиться культурам друг друга. Надо постигать таинство культур на­ших народов. 
Мы не ошибемся, если будем также активно привлекать и бизнесме­нов к расширению культурного взаимодействия. Россия издавна слави­лась своими меценатами, которые поддерживали лучшие культурные на­чинания. Пора встретиться за одним столом деятелям культуры и бизнеса, чтобы обсудить пути и формы такого сотрудничества, потому что понят­но, что одними призывами о сотрудничестве мы его не осуществим. Нуж­ны средства, нужны возможности, и я думаю, что нам надо их искать вме­сте. 
И, в заключение, еще один призыв к писателям, к художникам, ко всем деятелям культуры, на этот раз не от меня и не от московского Прави­тельства. А я хотела бы его выразить словами великого А.С.Пушкина: 

Нет, если ты небес избранник, 
Свой дар, божественный посланник, 
Во благо нам употребляй... 
Ты можешь, ближнего любя, 
Давать нам смелые уроки, 
И мы послушаем тебя. 

Хотелось бы заверить всех участников сегодняшней встречи, что Правительство Москвы, москвичи услышат уроки нашего «круглого стола». И я хотела бы пожелать всем нам больших успехов не только в том разговоре, который здесь состоится, но и в благородной миссии служения искусству, культуре и несении его людям, которым это нуж­но для того, чтобы быть добрыми, честными, порядочными, совестли­выми и нравственными людьми. 
Спасибо.