Михаил Шемякин

«...ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ СРЕДСТВ К СУЩЕСТВОВАНИЮ...»

Вы знаете, я уже здесь выступал перед журналистами, действительно говорил, что я не политик и приехал сюда, потому что наполовину явля­юсь «лицом кавказской национальности». Отец у меня кабардинец. И здесь много что говорится и очень умного, очень веского, очень фило­софского. В частности, меня немножко резанула фраза господина Баграмова, что у деятелей искусства, культуры России есть возможности для того, чтобы что-то сделать, благодаря своим талантам и прочее. Как раз разговор идет о возможностях. Если раньше в советское время государ­ство считало искусство идеологическим фронтом и снабжало своих мар­шалов, генералов, иногда и сержантов солидными суммами для того, что­бы они могли этот фронт разворачивать в противовес западной идеологии, то на сегодняшний день ( к сожалению, это присуще и России, я уж не говорю о Кавказе, о других странах бывшего Советского Союза) Прави­тельство поняло, что мы, люди искусства, я говорю в частности о нашей группировке - диссиденты, - мы не представляем на сегодняшний день никакой угрозы. А те, которые послушно служили Советскому Союзу, в принципе, тоже оказались ненужными. И российские деятели искусства оказались без средств к существованию. К выживанию они не привыкли, потому что государство хорошо кормило, поддерживало - дома отдыха, поездки заграничные, мастерские и прочее. И вот я сталкиваюсь, наблю­даю. Я говорю как раз только о своей зоне, в которой я работаю, о своей профессии. Я наблюдаю, как маются замечательные скульпторы, замеча­тельные художники, представители так называемого соцреализма, кото­рый на сегодняшний день объявлен уже ненужным. И как это бывает чисто по-русски, с разбегу о телегу. Все, что делалось, допустим, во времена Советского Союза, выясняется, чуть ли не плохо, и говорить об этом на сегодняшний день бессмысленно. На самом деле мастера были прекрас­ные, и их нужно поддерживать. И я думаю, что благодаря Советскому Союзу, конечно, и все республики держались и поддерживались Моск­вой или своими власть имущими. 
Тем людям, которые занимаются искусством или деятелям искусств, в частности, я сталкивался со скульпторами и художниками республик Кав­каза, хотя они, по-моему, до сих пор входят в состав Российского госу­дарства, еще хуже, чем, допустим, москвичам или питерцам. Поэтому, бе­зусловно, нужно поднимать эти философские вопросы, нужно размышлять о том, что искусство спасет мир. Но если не будет оказана поддержка государства (к сожалению, все упирается всегда в эти прокля­тые деньги), то никакой возможности проявить свой талант, объединить, сделать что-то совместно с россиянами, с российскими художниками ху­дожникам и скульпторам Кавказа, и наверное, точно так же и музыкан­там, почти невозможно. Поэтому я думаю, что, может быть, кроме этих больших идей, которые понятны всем, поскольку мы собрались здесь как профессионалы, поговорить о том, как выйти из этого положения и как начинать реализацию данных проектов содружества, показа, объедине­ния, демонстрации мощных талантов российских, грузинских и т.д. 
Я предлагаю создать, может быть, фонд, в который я как художник и скульптор внесу свою долю для того, чтобы создать какую-то первую базу, может быть, проводить какие-то аукционы. Но создание такого фонда, который будет помогать деятелям искусства России и Кавказа совместно проводить свои мероприятия, по-моему, необходимо. И тогда можно бу­дет серьезно, более реалистично о чем-то говорить. Потому что мне ка­жется, что тот вопрос, который я поднимаю, очень важен. Так что я много говорить не буду дальше. Я за такую идею. Все.