Вячеслав Михайлов
«...АЛЬТЕРНАТИВЫ КУЛЬТУРЕ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ»
Дорогие друзья!
Я бы мог так сказать, что в прошлом, в условиях СССР, при всех издержках и ошибках в национальной политике многое решалось не так уж плохо. И думаю, была надежда на решение самых сложных национальных проблем, но, как говорил знаменитый Швейк, «все шло по плану, пока не вмешался «генеральный штаб». И было бы хорошо, чтобы у нас оставался лишь один штаб в лице наших союзов писателей, художников, композиторов и всех тех, кто служит культуре, укреплению дружбы и согласия между народами.
Я хотел бы, в первую очередь, отметить, что очень удачно наш «круглый стол» называется - по проблемам Кавказа. Обычно, сколько проходило «круглых столов», совещаний, конференций, говорили о проблемах лишь Северного Кавказа, как бы отрывая его от Закавказья.
Сегодня мы говорим о проблемах Кавказа в целом. И это абсолютно точно, потому что искусственное разделение Кавказа - единой геополитической целостности на Северный и Южный Кавказ, или Закавказье, несмотря на то, что произошел распад и образовался ряд новых независимых государств, - все же, если говорить о человеческом факторе, о цивилизационном факторе, о факторе культуры", то Кавказ и Россия - это единое целое.
И вторая часть нашего «круглого стола» - роль культуры в преодолении кризиса. Видимо, только это направление может действительно принести мир и спокойствие. Альтернативы просто не существует. Все эти антитеррористические операции в глобальном плане или, скажем, в региональном плане - это явления временные. Наверное, они необходимы, но это не долговременная стратегия, это не стратегическое решение проблемы. Рано или поздно они исчерпывают себя, они завершаются, а мир наступает только тогда, когда звучит голос женщины, голос матери, голос деятелей культуры в широком смысле этого слова.
Хотел бы обратить внимание на одну дефиницию, которую широко употребляют конфликтологи: уровень культурной дистанции и уровень социальной дистанции между народами. И чем больший разрыв в этих дистанциях между народами, тем выше вероятность конфликтов.
Если с этой точки зрения посмотреть на историю взаимоотношений России и Кавказа, то в течение нескольких столетий войн, переговоров, заключений договоров мы шли по пути сокращения дистанции между цивилизациями, между культурами. За несколько столетий, начиная от Ивана Грозного до образования Российской империи, до образования СССР и, наконец, до распада Советского Союза, мы шли путем сокращения этой дистанции, и в определенном смысле слова мы могли говорить о том, что через трудности, через противоречия была создана суперцивилизация, в которую входили и русский народ, и народы Кавказа, сохраняя в то же время и свою самобытность. Одно время мы ее называли единой общностью — советский народ. И эта близость культур, взглядов, мировоззрений цементировала и страну, и наши взаимоотношения.
С распадом СССР начало возрастать дистанцирование. Не буду вдаваться в причины, которые эту дистанцию между культурами раздвигают и расширяют. И происходят те драматические процессы, которые в конечном счете, если они не будут остановлены, приведут к тому, что народы Кавказа и русский народ окажутся духовно изолированы друг от друга и даже конфликтны. Академик Залиханов правильно поднял проблему русской культуры, русского языка, их влияния на преодоление напряженности, возрождение дружбы. Я бы дополнил к этому и влияние многообразных культур и традиций Кавказа на русскую культуру, без чего она также утрачивает свое богатство.
Я вспоминаю свое детство и первое впечатление о наших межнациональных отношениях. Пусть на меня не обижаются другие представители Кавказа, но все мы, русские, всегда были очарованы Грузией, бессмертными творениями Шота Руставели, имя которого всегда со школьной скамьи соседствовало с именем Пушкина. Прекрасная Грузия, стихи о Грузии, слова «грузин», грузинский народ как бы входили в плоть и кровь русского человека.
И сегодня с болью могу сказать, недавно побывав в Грузии, что в школах, высших учебных заведениях русский язык вытесняется английским, идет отторжение русского языка, русской культуры. Недавно я побывал на Украине, где проработал четверть века, перелистал новые учебники истории, которые даже не возвращаются к Грушевскому, которого в советское время запрещали, считали, что он националист. Да, Грушевский был националистом, но он не был экстремистом. Он отстаивал свой взгляд на историю Украины, украинского народа, но он был лояльным к русскому народу, русской истории. Киевской Руси как истоку нашего единства. В сегодняшних же учебниках отрицается историческое единство, родство русского и украинского народов. Хуже того, русские, московиты представляются чуть ли не вековечными врагами украинской государственности, украинского народа.
Случилось так, что почти на всем постсоюзном пространстве верх взяла при молчаливом согласии, а чаще при прямой поддержке деятелей культуры, политика ложно понятого суверенитета, отчуждения от исторической памяти нашего единства, политика взаимных обвинений и претензий, формирующая недружественный образ соседствующих народов.
Россию стало, за правило в новых независимых государствах обвинять в имперских устремлениях, а русских в имперском самосознании. Я очень люблю Фазиля Искандера, Расула Гамзатова. А что, разве они лишены имперского мышления и замкнуты в границах своих родовых аулов? Их мышление, сознание также формировалось той территорией, теми огромными евразийскими границами, в которых мы все жили. А разве у Зураба Церетели не имперское мышление? Разве он не общероссийским взглядом смотрит на мир? Разве он опускается до границ местечковости? Можно продолжать эту тему, но мысль моя сводится к тому, что только великие деятели культуры могут остановить то опасное движение, ту опасную политическую практику, которые пытаются заглушить нашу общую историческую память. Есть имена, есть тысячи и тысячи имен, которые всегда соединяли наши народы.
Политика отчуждения, выпячивания национального превосходства, искажения истории сеет не только недоверие и вражду. Ее результатом уже стали многочисленные конфликты и массовая неконтролируемая миграция населения. За десять лет произошло резкое изменение демографической ситуации, и очень значительный, я бы сказал, почти катастрофический отток, русских, которые проживали столетиями в регионах Кавказа, а значит, и ослабления взаимных влияний и возрастание дистанции опять-таки между культурами народов Кавказа и русской культурой. С другой стороны, произошел огромный приток, в том числе и в Москву, представителей этих же республик. Задача России в данном случае состоит в том, чтобы здесь не сделать это источником конфронтации.
И в этом отношении роль Москвы, Санкт-Петербурга, которые одновременно являются центрами притяжения и для представителей культуры и науки Кавказа, трудно переоценить. И здесь делается многое в плане воспитания культуры межнационального общения, распространения знаний об истории и традициях разных народов. Особенно плодотворно в этом направлении работает Московский Дом национальностей.
И последнее — геополитический момент.Ну, не виновата прекрасная Елена, что из-за нее началась Троянская война. Красивой она была. И не виноват Кавказ, где столетиями, веками идут жестокие геополитические битвы за Кавказ, потому что он прекрасен и занимает Богом данное место, выгодное во всех отношениях.
Повторю слова Ахсарбека Хаджимурзаевича, что Кавказ многолик, но Кавказ и един. Но сегодня Турция, США и Англия гораздо активнее, чем Россия, расширяют свое влияние на этот регион. Известный чеченский бизнесмен Нухаев выступает чуть ли не главным советником в Лондоне, прорабатывая идею единого Кавказа, но без России. Вырабатываются и экономические планы, и бизнес-планы, и многое-многое другое.
Кавказ - исторически всегда был регионом геополитических устремлений России. И не называйте меня «ястребом», если я скажу, что в данном случае Россия должна жестко отстаивать свои геополитические интересы. Если там не будет российского присутствия, то вместо российских военных баз там будут американские и турецкие базы. Последствия такого рода обстоятельств для государственности, культуры народов Кавказа не трудно предугадать.
Наша дипломатия должна вновь и вновь внимательно посмотреть на взаимоотношения России и с Азербайджаном, и с Арменией, и с Грузией, снять те противоречия, которые есть, и сделать все для того, чтобы Кавказ и культурно, и политически, и геополитически был един с Россией. В этом я вижу роль в том числе и нашего «круглого стола», и наших деятелей культуры.
Спасибо.
В разделе:
- Ахсарбек Галазов
- Людмила Швецова
- Фазиль Искандер
- Михаил Залиханов
- Вячеслав Михайлов
- Нина Ананиашвили
- Гаджимурад Омаров
- Чингиз Гусейнов
- Эдуард Баграмов
- Михаил Шемякин
- Карен Шахназаров
- Гия Канчели
- Хажбикар Боков
- Ширвани Чалаев
- Олег Басилашвили
- Андрей Битов
- Елена Камбурова
- Борис Коркмазов
- Расул Гамзатов
- Лия Ахеджакова
- Заур Тутов
- Мовсар Минцаев
- Абуезид Апаев
- Александр Эбаноидзе