Борис Карамазов

«...ВСЕ БЕДЫ ОТ НЕВЕЖЕСТВА...»

Честь имею приветствовать участников нашего «круглого стола». Хотя я вовсе не являюсь известной личностью, тем не менее, я кавказец, по национальности - карачаевец. Последние восемнадцать лет живу в Москве, занимаюсь книготорговой и книгоиздательской деятельностью и многих из присутствующих часто видел у себя в магазине. Это, так ска­зать, о себе... Я очень благодарен организаторам этого мероприятия, при­гласившим меня участвовать в работе чрезвычайно необходимой в наши дни организации, на презентации которой мы все находимся. 
Когда мне предложили участвовать в работе сегодняшнего «круглого стола» и ознакомили с перечнем задач, решение которых мы здесь попы­таемся наметить, и, кроме того, сообщили, что под это дело создан фонд, я, естественно, заинтересовался, так как мысли о необходимости подоб­ной организации давно «роились» в моей голове. Зная ассортимент рос­сийской книжной торговли, я могу сказать, что по культурам народов Кавказа в последнее время практически книг не издается. 
Сегодня мы часто сбиваемся на политическую тему, что вполне понят­но, но все-таки хочется обсудить такой вопрос: способна ли созданная организация, т. е. фонд «Мир Кавказа», используя различные культурные проекты, повлиять на ситуацию в регионе таким образом, чтобы народы Кавказа дружили, а не воевали, а также способствовать размыванию того устрашающего стереотипа кавказца, который сегодня существует в дру­гих регионах России, в том числе и в Москве. 
Я считаю себя прагматиком (хотя некоторые предыдущие ораторы счи­тают, что в области культуры прагматизм не вполне уместен) и хочу понять - сможем ли мы реализовать, хотя бы частично, все те замыслы, ради которых фонд создан. Блистательная Нина Ананиашвили говорила, что куль­тура сама по себе, без поддержки высоких чиновников ничего не может сделать. Думаю, вряд ли с этим можно согласиться. И г-н Чалаев подтвер­дил это, рассказав о том, как он, чтобы не допустить кровопролития, запел среди толпы возбужденных людей, и ему удалось ликвидировать возник­шую экстремальную ситуацию. Настоящее искусство - очень большая сила, только надо уметь эту силу правильно использовать. Лично я уверен в том, что мы сможем реализовать многое из намеченного программой фонда. 
В свое время Освальд Шпенглер говорил о необходимости различать понятие культуры и понятие цивилизации. Он считал, что когда культура переходит в цивилизацию - человечество идет к упадку. По всей видимо­сти, все ужасы сегодняшнего мира как раз от недостатка культуры и пре­валирования цивилизации. Но я не думаю, что культура исчерпала себя и ее как бы уже нет. В нашем случае она просто невостребована. 
Мне кажется, если коротко сформулировать цель фонда, получится знаменитая формула Николая Рериха: «Мир - через культуру», и если фонд будет действовать эффективно (а это зависит от нас), все может по­лучиться. Главное, работать честно и прагматично, тогда мы достигнем нужных результатов. Сегодня в этом зале было произнесено много краси­вых слов, и, если, выйдя отсюда, мы не забудем все то, что здесь говори­лось, думаю, все у нас получится. Представителям культуры сейчас надо чаще поднимать свой голос, ведь пословица гласит - капля камень то­чит. Если писатели, скульпторы, художники, балерины будут неуемными в деле распространения культуры, мы добьемся своей цели - мира и со­гласия на Кавказе и в России. 
И еще об одном. Из опыта работы в книготорговле, я знаю, что на се­годняшний день в нашей стране нет такой элементарной вещи, как хоро­шее справочное издание о Кавказе. Почему сейчас с такой опаской и не­приятием относятся к кавказцам в некоторых регионах России? Потому что нет никакой объективной информации о кавказских народах, их обы­чаях и культуре. Следовательно, необходимо издать добротный и объек­тивный энциклопедический словарь о Кавказе, где кратко и сжато, как положено в словаре, но с достаточной полнотой было бы рассказано о каждом народе региона. Думаю, если бы такое издание уже существова­ло, многих ошибок и просчетов в «кавказской политике» удалось бы из­бежать. 
Многие наши беды происходят от элементарного незнания и невеже­ства, а невежество - это и есть недостаток культуры. Невежественный человек боится того, чего не знает, не приемлет его и в результате появля­ется ксенофобия или агрессивное отношение к «иному», чтобы это ни было. Таким образом, мы опять приходим к мысли, что только через куль­турный диалог мы можем каким-то образом улучшить ту ситуацию, кото­рая сегодня сложилась вокруг и внутри Кавказа. Если бы в книжных ма­газинах нашей страны продавались хотя бы небольшие брошюрки, с историческими, этнографическими и культурными материалами о каж­дом из кавказских народов, и любой желающий мог их приобрести и по­читать - отношение к Кавказу и кавказцам в разных регионах России се­годня было бы иным. Поэтому, очень хочется, чтобы деятельность нашего фонда была не ручейком, который может иссякнуть, а превратилась в мощ­ный полноводный поток, который смоет всю ту грязь, которая нас окру­жает, и в результате останутся именно те общечеловеческие ценности, которые выработали и исповедуют лучшие из людей. 
Мне в силу профессии приходится много читать, и как-то в книге фран­цузского философа-персоналиста Эммануэля Мунье я встретил интерес­ное высказывание. Он пишет, что «революция должна быть духовной, иначе она не является революцией; революция должна быть экономичес­кой, иначе она не состоится». По-моему, эта формула может служить нам ориентиром, и мы можем помочь нашему государству, если поможем про­растить «зерно духовной революции», вместо той революции, которая про­исходит последние десять лет. Если мы сможем это сделать, нам будут благодарны и народы, и отдельные люди нашей страны, и нам будет по­вод гордиться собой, в разумных пределах, конечно. 
Вот, пожалуй, все, что я хотел сказать. Впрочем, добавлю еще вот что. Я любитель этнической музыки. В Москве каждый год с большим успехом проходит фестиваль кельтской музыки, и я с большим удовольствием хожу смотреть и слушать всех этих ирландцев и шотландцев, которые, между прочим, тоже называют себя горцами. Но ведь никакого фестиваля кавказ­ской музыки в Москве не бывает. Почему бы не организовать в столице ежегодный фестиваль кавказской музыки? Ведь фольклорные ансамбли есть у каждого народа, живущего на Кавказе. Как-то судьба занесла меня на две недели во Францию, в Бургундию. Есть там такое местечко Тезе, по сути, маленькая деревенька. Уже многие десятилетия там существует эку­менический лагерь, основанный швейцарским монахом, отцом Роже. Це­лью, которую поставил перед собой этот человек, было подружить всех хри­стиан, то есть католиков, православных и протестантов. Круглый год представители этих ветвей христианства приезжают туда на неделю и в те­чение этой недели общаются между собой, обсуждают религиозные вопро­сы, вместе молятся, а по вечерам демонстрируют друг другу танцы и песни своих народов. Я смотрел на все это с некоторой завистью, думая о том, как было бы хорошо устроить нечто подобное у нас на Кавказе, только не на религиозной, а, так сказать, на светской основе, то есть основе культуры. Было бы очень здорово, если на постоянной основе существовал бы такой общекавказский культурный центр, куда на неделю мог приехать любой кавказец, или любой россиянин, или иностранец, и в течении этой недели общаться с людьми иной культуры и представлять свою, чтобы впослед­ствии не испытывать чувство неприязни или ксенофобии к людям, не по­хожим на него по внешности, языку и культуре. К сожалению, еще много людей на Земле испытывают негативные ощущения при столкновении с кем-то или чем-то «иным». Этому способствовала вся во многом трагичес­кая история человечества, сопровождавшаяся непрерывным насилием и войнами. Потому недельное «культурное» общение представителя одного народа с представителем другого народа может развеять исторически сло­жившийся негативный стереотип в восприятии ими друг друга. В нашем случае, это нормализация отношений между самими кавказскими народа­ми и позитивное восприятие кавказцев другими народами России. Тогда мы хотя бы вернемся к той ситуации, которая существовала в советское время, когда дружба народов, хотя и была государственно-декларативной, тем не менее, во многих случаях реально существовала. 
Спасибо за внимание.