Елена Камбурова

«...С НАДЕЖДОЙ НА ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА...»

Я позволю себе процитировать стихи американского поэта Уистена Хью Одена: 

В своей и чужой стране 
Кто нынче поможет им? 
Подскажет слова глухим, 
Поможет сказать немым? 
Голос - вот все, что есть, 
Чтоб отвести напасть, 
Чтоб убедить их: нет 
Ни крепости, ни страны, 
И выбор предельно прост'. 
Ближнего возлюби 
Или крест и погост. 

«Ближнего возлюби» - вот он - самый великий принцип жизни для человека. Но проходят тысячелетия, и мы видим, что с такой программой жизни жили и живут немногие люди. А людей, живущих по другим, пря­мо противоположным принципам, гораздо больше. И каким образом они становятся такими? Ведь не сами по себе. Ведь они, как и все остальные, в самом истоке своей жизни явились на землю совсем маленькие, еще ни­чего не знающие ни о войнах, ни о мести, ни о насилии. И, как и все ос­тальные, увидели голубое небо, нежную траву, живописные деревья, то есть все, что есть Божественная природа. Это первые впечатления от жизни на земле. В них нет (абсолютно!) агрессии. 
А дальше начинаются влияния другого рода. Влияния взрослых. И вот то, как эти взрослые будут влиять на сознание этого маленького человека, и сформирует в основном его личность. А влияние начинается с самого начала. С первых слов и даже не с самих слов, а с интонации, с которой они произносятся. С первых колыбельных песен, с музыки, со сказок и стихов. И вот от того, какая это будет интонация, какие это будут сказки и песни, и зависит, по какой тропе пойдет этот маленький человек. Т.е. бу­дет ли это влияние культуры и духовности или влияние прямо противо­положных им явлений и сил. 
Он может пойти по тропе, которая образует его как интеллигентного человека со всем багажом общечеловеческих ценностей, с осознанием духовной цели своей жизни. Для него в основе основ - строчки из сти­хотворения Булата Окуджавы «Совесть, благородство и достоинство вот оно святое наше воинство...». А по другой тропе пойдут духовные кастра­ты (так с приходом фашизма Ф. Гарсиа Лорка назвал определенную часть населения). Но ведь, повторяю, они не сами по себе такими стали. Ведь это им еще в детстве какие-то взрослые или повзрослевшие сверстники или массовый психоз внушили, что сила важнее разума, что чувства могут быть только грубыми, что грузины, например, плохие, или армяне — ужас­ные, или русские - дураки, или евреи во всем виноваты. А когда он уже сложился таким под влиянием грубой невежественности, им очень легко можно управлять, потому что у него нет собственной системы нравствен­ных координат. Вот таких-то можно в любой момент вовлечь в любую аг­рессивную акцию, в часть озверевшей толпы. 
Общество и отдельные люди не развили в них сдерживающих мораль­но-духовных принципов. Они духовно слепы и глухи. И их, уже таких взрослых, сформировавшихся, очень трудно преобразить. Разве какое-то чудо. А если бы вернуться в тот момент, когда они только-только появи­лись на этом свете. Если бы... Другие слова, другие люди, другая музыка... И все было бы по-другому. Я это говорю, потому что, может быть, стоило бы на государственном уровне принять программу детского воспитания. Такое банальное сочетание слов! Но если за этим стоит предельно бережное отношение ко всему, что влияет на личность маленького человека. Особые требования к СМИ, радио и телевидению. Ведь сейчас большую часть фильмов можно назвать пособием по убийству, насилию и грабежу. А ведь столько всего другого могло быть показано! Другие спектакли, дру­гие фильмы, другие песни! Думаю, на сегодняшний день введение худо­жественно-нравственной цензуры необходимо. Посмотрите на ребят пос­ле некоторых концертов, когда они со стадиона бегут... Мне страшно видеть эти лица. 
Беда не в том, что гениальная музыка и литература не влияют на ход человеческой истории. А беда в том, что людей в очень малой степени учат слышать, видеть и чувствовать их. Плоды культуры велики, но - увы! - плоды отсутствия воспитания восприятия культуры на людей куда более результативны. Говорю об этом с надеждой на духовное возрождение че­ловечества на всей земле.