Фазиль Искандер
«...СОВЕСТЬ - РАЗУМ ДУШИ»
Вы знаете, я, может быть, не столь конкретно буду говорить. Так уж я набросал свою мысль. Но мне кажется, это имеет отношение ко всему, что мы говорим и делаем.
Мы живем в век кризиса мировой совести. Именно этим объясняется мировое неблагополучие. Цивилизация безмерно увеличивает расстояние между истинным убийцей и убиенным. Это не только укрывает убийцу, но и само убийство, а вернее, массовые убийства превращает в абстракцию для виновных в них. Предположим, правитель солгал, и миллионы окурков летят мимо урны. Это в самом лучшем случае. На самом деле на ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью снижения добросовестности выполнения своих обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, лжет еще раз. Народ еще раз отвечает на эту ложь еще большим снижением добросовестности в своей жизни. И так до бесконечности, до анархии и бунта.
Ничто так не воспитывает нацию, как правдивое совестливое отношение государства к своему народу. Тут народ практически рассуждает так: если уж высшие представители власти обманывают, то нам и сам Бог велел обманывать. Сиюминутная выгода лжи оборачивается для государства долгим крахом авторитета. Лгать позорно всем, но невыгоднее всего государству. А правители этого не замечают, потому что лгущий правитель никогда не видит язвительной улыбки своих помощников, а других людей он вообще не видит. Совесть - религиозное беспокойство человека, независимо от того, считает он себя верующим или нет.
Совесть бесконечно заставляет нас искать вину в самом себе. Однажды, гуляя по Москве, я так увлекся, глубоко задумавшись о судьбе России, что заблудился посреди города. И я подумал: не потому ли Россия «заблудилась», что слишком много думала о судьбе всей планеты. Первая заповедь идущему - не заблудись сам. Человек, совершивший подлый поступок и не покаявшийся от всей души, непременно совершает другие подлые поступки, потому что одинокий подлый поступок все-таки воспринимается им как слишком беспокоящее исключение.
Чтобы полностью успокоиться, такой человек совершает, пока это возможно, многие подлые поступки. Тогда они в его глазах выстраиваются в естественный закон жизни. Чтобы почувствовать, что дело в естественном законе жизни, он и должен повторять их. И таким образом, и сами подлые поступки, перемигиваясь между собой, оправдывают себя. Так человек уестествляется в подлости. Никто так не тоскует по теории, как зло. Дай человеку систему взглядов, и он убьет свою мать. На это обратил внимание еще Достоевский. Непойманный убийца совершает новое убийство, как правило, не из патологической склонности к убийствам, сколько для того, чтобы освободиться от тяготящего его чувства чудовищной исключительности самого первого убийства. Новые убийства выстраиваются в новую систему взглядов, в теорию самооправдания.
Если только подумать, какие грандиозные средства так называемые «передовые» страны тратят на вооружение, тогда как в мире миллионы людей голодают, становится ясно, что мы зашли в страшный нравственный тупик. Государства не доверяют друг другу, не верят, что можно по совести договориться друг с другом. Национальный эгоизм, подозрительность повсюду побеждают. А между тем подозрительность - великий грех, признак болезни нашей совести.
Вспомним Христа и Иуду. Не может быть, чтобы Христос при его божественной проницательности заранее не мог понять, что делается в душе Иуды задолго до предательства. Но Христос отбрасывал всякое подозрение, до конца надеясь, что совесть Иуды победит и он не пойдет на предательство.
Вот в чем тайна медлительности Христа. Но когда в душе Иуды до конца созрел план предательства, Христос сказал: «Ты предашь».
Однако величайшая подозрительность до сих пор царит в политике. Не успели люди выйти в космос, как там появились государства со своими спутниками-шпионами, тут как тут. Недаром Гейне сказал: «Заткни собаке пасть, она будет лаять задницей».
Все понимают, что нет любви к человечеству без любви к своему народу, но далеко не все понимают, что нет любви к своему народу без любви к человечеству. Каждый народ, даже самый малый, вплетает в «ковер человечества» свой неповторимый «узор». Надо помнить, только при сохранении всех «узоров» всех народов можно сказать, что Бог примет «ковер человечества». Если ты разрушаешь на общем «ковре человечества» «узор» другого народа, ты тем самым делаешь не приемлемым для Бога «узор» твоего собственного народа. Бог не примет «ковер», хотя бы с одним испорченным «узором». И, может быть, кто его знает, по этой причине Он до сих пор бракует работу человечества, не принимает «ковер» с испорченными «узорами».
Я уже писал, что человек владеет двумя видами ума: технологический ум и этический ум. Эти два вида ума в человеке крайне редко развиваются параллельно. Технологический ум наглядно выгоден государству - новое оружие, государство на развитие его не жалеет фантастических средств. Этический ум еще более выгоден человечеству в целом, но он не так нагляден для человека, а государственный эгоизм видит в нем опасность, потому что живет своими сиюминутными интересами и понимает, что этический ум, получив силу и распространение, будет ограничивать его интересы. И так в веках.
Вот причина столь глобальной победы технологического ума, а пропаганда всех государств победу технологического ума коварно выдает за победу ума вообще, умалчивая о том, что этический ум человечества нигде никем не поддерживается, во всяком случае, в должной мере.
Не надо обладать гениальным слухом Моцарта, чтобы наслаждаться его музыкой, наслаждаясь, гармонизировать себя. Не надо обладать гениальной совестью Льва Толстого, чтобы наслаждаться его психологическим анализом и, наслаждаясь, гармонизировать себя.
Настоящее искусство - это совесть, выраженная в пластической форме. Лучшие представители всех народов должны сделать все возможное, чтобы культ силы, богатства и оголенного от совести ума заменить культом совести. Но тут свои трудности. Сила, ум, богатство кричат о себе на всех перекрестках, а совесть именно потому, что она совесть, о себе молчит.
Надо нам, людям пера, всякое высокое проявление совести замечать со стороны и делать всеобщим достоянием людей. Непосредственно словом утверждает совесть религия и художественная литература.
В вопросах совести религия любой страны должна стоять впереди государства и над государством. Это ее святая обязанность. Когда это так, люди всей душой это чувствуют и, прижимаясь к церкви, согреваются сами и укрепляют ее авторитет. Но там, где люди церкви чаще, чем на небо, а иногда даже как на небо, смотрят на начальство, авторитет церкви улетучивается. Между церковью и Богом никакого начальства не должно быть.
Утверждает совесть и художественная литература. Мы не можем сказать, какое количество людей очистила она, но можно утверждать с уверенностью, что без нее зла было бы гораздо больше.
Жизнь - это «домашнее задание», данное Богом человеку. Ни странно ли, что многие люди ждут, чтобы это «домашнее задание» за них выполнил Бог. Если, не дай Бог, жизнь на земле кончится катастрофой, не услышим ли мы потусторонний голос: а где были усилия вашей личной совести?
Иногда зло ходит на цыпочках, как вор в ночном доме, чтобы не разбудить нашу дремлющую совесть. Эта деликатность зла страшнее всего.
Но если все так трагично, то, что есть юмор? Утешение смертников или все-таки намек на то, что дело добра победит? Юмор - лучший способ выманивания человека из греха уныния. Хорошо бы нам приветствовать друг друга: бодрой вам совести, друзья!
На вопрос, что выше: разум или совесть? - я отвечу так: «Человек разумный, но бессовестный, действует неразумно, человек совестливый, но неразумный, нащупывает разумную дорогу». Сами решайте, что выше? Совесть - разум души.
В разделе:
- Ахсарбек Галазов
- Людмила Швецова
- Фазиль Искандер
- Михаил Залиханов
- Вячеслав Михайлов
- Нина Ананиашвили
- Гаджимурад Омаров
- Чингиз Гусейнов
- Эдуард Баграмов
- Михаил Шемякин
- Карен Шахназаров
- Гия Канчели
- Хажбикар Боков
- Ширвани Чалаев
- Олег Басилашвили
- Андрей Битов
- Елена Камбурова
- Борис Коркмазов
- Расул Гамзатов
- Лия Ахеджакова
- Заур Тутов
- Мовсар Минцаев
- Абуезид Апаев
- Александр Эбаноидзе