Чингиз Гусейнов
«...КОНЧИЛАСЬ ПОРА ЭМИРАТСКИХ ЭЙФОРИИ...»
Мне показалось, что нас собрали в связи с начавшимися военными действиями в Закавказье - между Грузией и отколовшейся её частью, Абхазией, но оказалось, что это чистое совпадение. Думается, что такого рода «круглые столы» надо проводить чаще, упреждая, может быть, кризисные явления. Хотя, честно скажу, разуверился я в великой силе слова, которое, увы, не слышат или не хотят слышать.
Разрешите вкратце остановиться на некоторых моментах, которые меня волнуют. Мы сегодня пожинаем, в сущности, плоды собственной политической, так сказать, самодеятельности. Все началось с росчерка пера трех славянских братьев - русского Ельцина, украинца Кравчука и белоруса Шушкевича, и слабоволия достойного их Горбачева, - эти имена, убежден, навеки впишутся в недобрые страницы истории по части цепной реакции суверенизации, сопровождаемой кровопролитиями.
В мире свыше шести тысяч этносов, проживающих компактно, и если они пойдут по пути создания независимых государств, мир рухнет.
Сегодня на Кавказе наличествует как бы два типа государств. Так называемые независимые государства, Признанные всем миром и представленные в Организации Объединенных Наций, и государства самопровозглашенные, которые никогда, подчеркиваю, никогда не будут признаны суверенными государствами, и такое положение будет существовать, очевидно, долго. Но здесь же скажу, что, грубо говоря, ни Азербайджан не сможет силой вернуть Нагорный Карабах в лоно свое, восстановив тем самым свое законное право на территориальную целостность, ни Грузия — Абхазию. Это противостояние, повторяю, долгое, и потому надо запастись терпением, идя путем переговоров и, уповая на время, подключая к переговорным процессам, в том числе, интеллигенцию, думая, хотя бы в уме, о торжестве иерархии ценностей, когда при решении всех проблем на первом месте будут стоять интересы человека, а не государства. Плюс упреждать все и всяческие провокации с обеих сторон.
Очень легко сегодня разжечь войну между народом, который хочет самоопределиться, и народом, который хочет сохранить территориальную целостность своего государства. Иногда думаю: неужто срабатывает миф о том, что на Кавказе были посеяны зубы дракона? Неужто вступили в полосу, когда посевы начали произрастать?
Я глубоко убежден, что без России ни одна кавказская проблема сегодня разрешиться не может, хотя, скажу честно, Россия не имеет сегодня взвешенной и стратегически продуманной кавказской политики, хватается за первое попавшееся, дабы сиюминутно отреагировать на ту или иную ситуацию, зачастую, правда, провокационную. Кончилась пора эмиратских эйфории, упований на Запад, Турцию, выходов на мировые рынки и т.д. Все должны понять, что без России - как бы то ни было - ни одна проблема Кавказа сегодня не может быть разрешена. Если Россия захочет, и карабахская, и абхазская проблемы могут разрешиться за сутки, ну, самое большее за неделю. Но она этого пока не хочет, и этому есть объяснения, говорить о которых здесь я не хотел бы.
Здесь возник разговор о базах. Выскажу парадоксальное суждение: я убежден, что если бы в Азербайджане была хоть какая малюсенькая русская база, ни один иранский самолет не осмелился бы пересечь границы Азербайджана, а ведь мы не гарантированы от ситуаций вседозволенности, военных провокаций со стороны конфликтующих сторон, так что проблема баз не так проста для судеб Кавказа, в том числе и Азербайджана. Якобы случайно сбиваются ракетами самолеты, якобы случайно сбрасываются бомбы, случаются рейды... - иди потом доказывай мировой общественности, что случилось трагическое бедствие, свершилась авантюра. Все страны бывшего СССР были в течение веков в орбите России и без нее, нравится кому или нет, не решить, повторю, ни одной кавказской проблемы.
Еще об одной важной проблеме: мир вступил в эпоху террора, который многолик, но кое-кому неймется связать это с исламом и тем разжечь - началось с нагорно-карабахского конфликта! - христианско-мусульманскую бойню. Хотелось бы дать разъяснение, в частности, по джихаду, или священной войне. По исламу, по Корану, джихад в системе мусульманской философии жизни и смерти имеет три типа.
Первый - это малый джихад, или священная война с теми, кто на тебя напал, то есть джихад имеет оборонительный характер. Ты воюешь, если посягают на твой дом, на жизнь твоих родных, изгоняют с твоей земли. Тут война нужна, и каждый вправе сражаться, жертвовать жизнью. Но сражаться на поле битвы, только с войском, а не с мирными людьми. Но есть джихад средний, который сводится к личному мужеству сказать правду своему правителю — шаху, султану, президенту, премьеру, никого и ничего не страшась.
Наиважнейший в исламе джихад - джихад большой: неизбывная, постоянная война человека с дьявольским в себе, во имя победы божественного в себе.
С джихадом связано шахидство, или мученичество, обретшее в связи с террактами невиданную доселе суицидную форму. Речь о самоубийцах, которые выдаются за мучеников веры, то есть шахидов. Дело в том, что Коран, ислам в принципе осуждают самоубийство, но вожди некоторых террористических исламских групп и даже стран просто одурачивают свой народ, играя на невежестве масс, говорят о том, что подобного рода самоубийца якобы жертвует собой на пути ислама и тем самым, погибнув, сразу попадает в рай. Нет, не в рай они попадают, обманутые своими лидерами, - гореть подобного рода самоубийцам в геенне огненной, ибо по исламу, по Корану, шахид тот, кто погибает в бою, защищаясь от врага, а не убивая мирное население. Шахидом, кроме того, считается тот, кто смело говорит в лицо правителю правду. И, в-третьих, к шахиду приравнивается человек, который не просто заучивает наизусть, зубрит Коран, но и пытается постичь тайный смысл, заключенный в этой божественной книге, понять заключенные в ней истины, докопаться до этических и философских глубин Корана, чьи идеи созвучны общечеловеческим идеям, в том числе и по вопросу джихад а и шахида. Мне представляется, что вожди исламских групп в корыстных целях, зачастую политических, движимые зудом тщеславия, а то и больные психически, скрывают от людей истину, одурачивают несчастных людей, толкая их на неправедные и чуждые исламу действия.
Вот вопросы, которые я хотел пояснить.
В разделе:
- Ахсарбек Галазов
- Людмила Швецова
- Фазиль Искандер
- Михаил Залиханов
- Вячеслав Михайлов
- Нина Ананиашвили
- Гаджимурад Омаров
- Чингиз Гусейнов
- Эдуард Баграмов
- Михаил Шемякин
- Карен Шахназаров
- Гия Канчели
- Хажбикар Боков
- Ширвани Чалаев
- Олег Басилашвили
- Андрей Битов
- Елена Камбурова
- Борис Коркмазов
- Расул Гамзатов
- Лия Ахеджакова
- Заур Тутов
- Мовсар Минцаев
- Абуезид Апаев
- Александр Эбаноидзе