Ахсарбек Галазов

«...ЧТО МЫ ВЫБИРАЕМ?»

Уважаемые друзья! 
Простите мне это фамильярное обращение, но именно так я хочу к вам сегодня обратиться. Со многими из собравшихся я хорошо знаком, со многими дружу. Но даже тех, с кем лично незнаком, я знаю их по книгам, работам в искусстве и науке, по выступлениям в прессе и на телевидении. И поскольку эти работы дарят мне, как и другим людям, радость сопере­живания, сопричастности, - такова природа подлинного искусства и ма­стерства, - то в этом смысле и этих деятелей культуры я внутренне ощу­щаю как друзей, которых знал всегда. 
Я обращаюсь к вам так еще и потому, что причина, по которой мы се­годня собрались, могла собрать только друзей, только единомышленни­ков. Причина - это истерзанный насилием и враждой Кавказ, это изму­ченная революциями и перестройками Россия, и, наконец, как это стало очевидно после взрывов в США и новой войны в Афганистане, - это наш больной, очень больной мир, наша больная цивилизация. 
Когда дрогнула великая Советская империя и обнажились ее внутрен­ние противоречия, когда полыхнули армяно-азербайджанский, грузино-осетинский, ингушско-осетинский, грузино-абхазский конфликты, затем Чечня, Дагестан, Карачаево-Черкессия (от одного перечисления стано­вится страшно!), ученые и политологи, устанавливая истоки, политичес­кую и экономическую подоплеку этих конфликтов, долгое время рассмат­ривали их локально, в отрыве друг от друга, не замечая внутренней связи этих трагических событий. 
Кавказ всегда вызывал и будет вызывать необходимость особого вни­мания к себе России. Его политические, экономические и социальные проблемы требуют глубокого изучения, их решение должно быть основа­но на знании тех процессов, которые протекают на Кавказе. Я имею в виду весь Кавказ - и Северный, и Южный. Убежден, что ни одну из со­временных острых кавказских проблем нельзя решать без осознания ис­торической реальности: Кавказ многолик, но един. 
Сегодня приходит осознание того, что события на Кавказе были пред­вестником и прообразом грядущих, теперь уже на наших глазах происхо­дящих мировых потрясений и конфликтов. Почему это так? Мне пред­ставляется, что дело в том, что и Кавказ, и Балканы, и Россия являются в определенном смысле лакмусовыми бумажками, мировым градусником стабильности. И Кавказ, и Балканы, и Россия - это пространства, где ис­торически сходились, сталкивались в ожесточенной борьбе и, наконец, примирялись и уживались вместе совершенно разнородные, полярные культурные системы и цивилизации. Именно поэтому они наиболее чув­ствительны к возникающим в мире тенденциям и противоречиям. 
Это территории, которые исторически разделяли и в то же время свя­зывали между собой в политическом, экономическом, культурном раз­витии Европу и Азию, Запад и Восток. В этом смысле в истории им при­надлежит крайне драматическая и в то же время крайне ответственная роль.
Из этой двойственности, противоречивости проистекает, по-видимо­му, одновременно страшная и великая история этих культур. Отсюда ме­тания и напряженный, зачастую болезненный, обагренный кровью по­иск своего пути. Вот почему в истории России есть и Иван Грозный, и Иосиф Сталин, есть нечеловеческие страдания, но в то же время есть и удивительная по глубине и напряжению нравственного поиска культура. Вот почему Кавказ знает и кровную месть, но знает и мудрость людей, которые эту кровную месть, длившуюся часто десятилетиями, останав­ливали силой слова и своего авторитета, такта, деликатности, силой сво­ей внутренней культуры. Вот эту великую традицию примирения, кото­рую в поисках эфемерной независимости позабыли на Кавказе, давно пора вспомнить. Вопрос весь в том, что мы выбираем: войну или мир, зло или добро? 
На наших глазах разворачивается борьба цивилизованного мира с международным терроризмом. Это официальное название того, что про­исходит. Терроризм нужно искоренять. Тут и спорить не о чем. Но опять мы видим лишь верхушку айсберга. Международный терроризм есть ин­дикатор более глубоких проблем и противоречий цивилизационного, культурного, нравственного порядка. В этом смысле борьба с террориз­мом -это борьба со следствием, а не с причиной. Если не понимать, не видеть этого, то результатом такой борьбы может стать лишь эскалация насилия.
Мне кажется, основной конфликт современности лежит в плоскости взаимоотношений техники и человека, цивилизации и культуры, науч­но-технического прогресса и морали. Определяется их колоссальным раз­рывом. Этот конфликт приобретает характер противостояния Запада и Востока, поскольку традиционные культуры противятся мощному воздей­ствию модернизированного западного мира. 
Пока трудно представить масштабы развернувшейся войны и те жерт­вы, физические и моральные, которые она потребует. Трудно сказать, ка­кие силы будут вовлечены в разворачивающийся конфликт. Только лег­комысленные люди могут думать, что цивилизованный мир с помощью силы покончит с мировым терроризмом и наступит рай. 
Сегодня борьбой с терроризмом озабочены все: и главы государств, и политики, и ученые, и журналисты. Но почему-то все они видят только силовое решение проблемы и забывают о том, что жертвами террора, иде­ологии террора стали целые поколения молодых людей по всему миру. Что делать с ними? Единственным средством здесь является воздействие культуры. Но почему-то это мощнейшее оружие в борьбе со злом, в борь­бе за человека, за его душу попросту забыто. 
После взрывов в Америке многие обратили внимание, насколько эти страшные, невероятные кадры из теленовостей были похожи на кадры из голливудских фильмов. Ничего удивительного здесь нет. Искусство есть магия, волшебство, и, как любое волшебство, оно несет с собой добро или зло. Искусство воздействует на самые потаенные глубины сознания, и сила его огромна. Искусство не отражает мир, а производит его, делает его таким, какой он есть. Поэтому, когда культура уступает место антикульту­ре, эксплуатирующей самые низменные страсти толпы, то ничего хоро­шего ждать не приходится. Результатом могут быть только массовые фо­бии, истерия, безумие. 
То, что в России искусство пошло по пути коммерциализации, ужас­но. Но я верю, что так не может продолжаться, потому что отличительной чертой русской культуры всегда был ее гражданский, нравственный ха­рактер. Мир, который нам сегодня навязывает страна победившего капи­тализма, — это мир, который обличали такие разные писатели, как Гоф­ман и Чехов. Это бездушный, безликий мир потребления, мир духовного мещанства, нравственной нищеты и сытой вульгарности, с которым рус­ская культура никогда не смирится. 
На рубеже тысячелетий стало модным понятие «глобализм». Но что это такое? Хорошо это или плохо? Мне кажется, все зависит опять-таки от нашего выбора. С одной стороны, компьютер, связывающий людей через океаны, — это хорошо. Но если он вытесняет и подменяет собой живое человеческое общение, то это плохо. Хорошо, если глобализм означает встречу культур, их общение и взаимообогащение. Но если глобализм оз­начает, что все должны питаться макдоналдсом и массовой культурой, одной на всех, то такой глобализм опасен: он несет с собой фашизм. Не в историческом смысле, а в смысле режима власти, в смысле тоталитарно­сти, однообразия, оболванивания людей. 
Я решительно выступаю против глобализма, который означает плане­тарный беспредел международных финансовых групп. Но я за глобализм, который означает планетарное мышление, планетарную нравственность, уважение к другим культурам. В этом смысле мой великий земляк, осно­воположник осетинской литературы Коста Хетагуров, сказавший: «Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, вселенная - отечество мое», -несомненно, был «глобалистом». Очевидно, такими «глобалистами» были Шекспир, Гете, Толстой и другие гении национальных культур. 
Сегодня глобализм несет колоссальную угрозу национальным культу­рам. Происходит их нивелирование. Но в то же время и дает им великий шанс. Все зависит от того, что мы хотим, что мы выбираем? Жвачки или Фолкнера? Ваххабизм или Омара Хайяма? Голливудские поделки, ужастики и боевики, или подлинную культуру, которая не оболванивает, не зомбирует человека, а, напротив, учит его думать и сопереживать, делает его личностью. 
Если говорить о Кавказе, то сегодня, благодаря научно-техническому прогрессу, новейшим средствам связи, многочисленным народам Кавка­за доступно все наследие мировой культуры и Запада, и Востока. Именно в просвещении, в образовании, в науке, литературе и искусстве - в куль­туре в целом я вижу основы подлинной независимости для всех народов Кавказа. 
Мне представляется, что в решении всех кавказских проблем должен возобладать здоровый консерватизм, стабильность в развитии, уважение к традициям, которыми так дорожит Кавказ. При этом необходимо ак­тивно бороться против архаичных представлений о Кавказе, против стрем­ления некоторых политиков решать все проблемы через стариков, попы­ток внедрять в жизнь народов Кавказа давно отжившие себя формы общежития. 
За последние полвека с помощью России на Кавказе подготовлена мощная техническая и гуманитарная интеллигенция. Каждый народ се­годня имеет выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры и искус­ства. Они - главная сила, и ее надо задействовать. 
Один из главных вопросов и для России, и для Кавказа: что мы хотим видеть в многовековых отношениях России и Кавказа? Историю непре­рывной войны и ненависти друг к другу, или великую встречу культур, их взаимопроникновение и взаимообогащение, их теперь уже кровное род­ство? Для меня совершенно очевидно, что от встречи русской культуры с многоликой культурой Кавказа выиграли и Россия, и Кавказ. Да, Россия покорила Кавказ. Но это сделал не Ермолов, а Пушкин. И сегодня никто из народов Кавказа не позволит отнять у них их Пушкина. И, наоборот, невозможно представить себе русскую культуру без того, что привнесли в нее великие представители Кавказа. 
Культурный фонд «Мир Кавказа» поставил перед собой очень слож­ную задачу - объединить усилия выдающихся представителей культуры России и Кавказа, чтобы содействовать возрождению российско-кавказ­ского культурного пространства и средствами культуры пропагандировать духовные ценности, идеи мира и сотрудничества между народами. На практике - это новые книги, новые фильмы, новые спектакли, новые про­екты в области образования и науки. 
Наш фонд является региональным и охватывает две российские сто­лицы. Почему? Ответ простой: Москва и Санкт-Петербург при всех недо­статках сегодня показывают пример межнационального согласия. Имен­но здесь в этот тревожный момент истории трудятся многие выдающиеся представители культуры Кавказа во имя России и Кавказа. 
Уважаемые дамы и господа! 
Я выражаю Вам благодарность за участие в работе «круглого стола» и надеюсь, что каждый из Вас поделится своими мыслями по проблемам, которые сегодня волнуют людей.