Ширвани Чапаев
«...НАМ НАДО СНОВА НАЙТИ ДОРОГУ ДРУГ К ДРУГУ»
Дорогие друзья!
Нам, людям, родившимся на Кавказе, надо прежде всего самим снова найти дорогу друг к другу. Все время замечаешь, что о нас говорят вдали от нас, и говорят какие-то третьи лица. В одном городе живя, скажем, во Владикавказе, - что происходит между осетинами и ингушами, мы слышим отсюда, из Москвы, и из уст далеко не всегда доброжелательных к нам людей.
Мы находимся на одной горе, имя которой Кавказ, имеем южный и восточный склоны. Одни реки текут к Черному морю, другие реки - к Северному, Каспийскому морю. Но все-таки мы живем на одной горе!
И народная наша мудрость говорит о том, что хороший сосед всегда ближе дальнего родственника. Это имеет место быть.
Даже когда говорят о нас наши же, я не всегда могу согласиться со словами наших представителей власти, которые говорят как бы от имени нашего народа о том, что именно мы хотим, потому что мне думается, они страшно далеки от собственного народа. Приведу несколько примеров, чтобы доказать это.
Конечно, культура: музыка, литература - не может сразу остановить войны, столкновения, но все-таки культура всегда может посеять добрые семена в душах людей. И знание собственного народа из глубины, любовь к нему не ради себя, а ради этого народа, спасли бы наши народы от тех кровопролитий, которые были, есть и, боюсь, будут.
В Махачкале, на площади, говорят, собрались все народы Дагестана. Я звоню в Махачкалу зам. председателя Совмина Гамзатовой Х.М. Она говорит: «Вы случайно меня, Ширвани Рамазанович, застали в кабинете, у нас кошмар на площади, что творится: собрались все, между ними сейчас война начнется». Я говорю: «Хапизад Магомедовна, никакой войны не будет, потому что в песнях народов Дагестана нет вражды». Она пришла, сказала правителям нашим, как Чалаев сказал. Все посмеялись над Чапаевым: а очень он много понимает?!
Чалаев, может быть, многого и не понимает, но я имею в виду не только конкретно себя. Я исходил все тропинки нашего народа, я слушал его песни и могу сказать, что знаю эти песни. И когда я знаю песни, творчество другого народа, я убивать этих людей все-таки не пойду. Как бы мы ни говорили: да, мы сражались с Германией, и все-таки, кто знал Гете, Шиллера, Бетховена, наши солдаты, офицеры по-другому относились к немецкому народу.
Сегодня пришло трудное время для Грузии и если любой, кто туда идет, знает, что у них был Шота Руставели, Важа Пшавела (а здесь наш друг Гия Канчели), есть Бидзина Квернадзе, был Тенгиз Абуладзе, рука этого человека не поднимется на Грузию.
Творчество: музыка, литература, поэзия - нам оставило гигантское наследие. Если бы мы вчитывались, вслушивались в это, нам всегда было бы легко решать самые тяжелые вопросы.
Поэтому все-таки максимально активное участие в актах культуры во имя мира мы должны принимать, потому что как бы скептически к этому многие не относились, культура войну может остановить.
В первую чеченскую войну, скажем, между первой и второй, в селении Новолак (соседи наши там - чеченцы) мы столкнулись кинжалами, столкнулись жесткими, обидными словами, столкнулись наши горячие головы. Говорили умные - не помогало, говорили сильные - не помогало, говорили юные - не помогало. Среди нас находится, - сказал один мой знакомый, - композитор Ширвани Чалаев, давайте попросим и его тоже что-то сказать. Мне говорить было нечего. Меня охватило какое-то чувство бесконечной грусти, и я, неожиданно для самого себя, вместо слов, запел. (Поет)
В этот день крови не было в этом месте. Так оно могло быть и в других местах. Я не пел лакскую песню, хотя я лакец, я пел аварскую песню. Вот здесь Хаджимурад Омаров, депутат Госдумы России, подтвердит, это я пел песню его народа.
В песнях наших народов сконцентрировано то самое великое, чем мы, сегодня гордимся, за счет чего мы сегодня живем. И возвращение к ним и есть наше спасение. Мы должны встречаться, мы должны петь друг другу, говорить друг с другом. Любой человек, в том числе и генералы, идущие в Чечню, если бы сказали своим солдатам: мы хотим вам рассказать историю этого народа, - показали бы песни моего замечательного друга Аднана Шахбулатова, композитора, который лежал (после аварии) 19 лет без движения в своей квартире и знал всю мировую литературу, музыку, которую играл дирижер Батхен в Ленинграде, играли в Москве замечательные московские музыканты. Если бы они знали, что у чеченцев есть поэтесса Раиса Ахматова, танцор Махмуд Эсамбаев и другие замечательные люди, мы бы того, что там сегодня имеем, не имели бы.
Это же относится и к другим народам, относится и к нам, когда мы говорим о России. Мы, старшее поколение, прекрасно знали и знаем, что происходит в культуре России, знаем стихи российских, русских поэтов. Для нас они стали родными. Никто меня не убедит, что Лермонтов относится только к русской культуре. «Мелколесье, степь и дали. Свет луны во все концы...». Есенин - мой поэт, Блок - мой поэт. Пушкин, Толстой... Толстой увидел в нас так много, что мы сами не видим в себе. Он поднял нас вместе с собою очень высоко.
Вспомним два простых случая. Толстой пишет, что Хаджи-Мурат целых три дня скакал голодный, и хотя ему очень хотелось есть, он лишь взял маленький кусочек хлеба, сыра, а все остальное отодвинул. У Хаджи Мурата была привычка не только не перебивать другого, а подождать, не добавит ли собеседник еще что-то.
В этой связи я хотел бы сказать еще два слова: жизнь сегодня идет все-таки замечательная. Здесь сидит наш депутат Омаров Гаджимурад. Практически он уже на свои деньги открыл киностудию в Дагестане. И сегодня идет работа над постановкой кинокартины по повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Если этот фильм будет поставлен (дай Бог здоровья Гаджимураду и тем, кто этим занимается), многие горячие вопросы, которые сегодня стоят перед Кавказом и Россией, были бы решены.
Давайте честно: мы ведь боимся сегодня говорить о «Хаджи-Мурате». Если бы все болячки, о которых так яростно там говорит Лев Николаевич (в том числе и о сожженном ауле и о том, что там происходило) мы бы все облегченно вздохнули, освободившись от этой страшной занозы. Правда тяжка, но она хорошо лечит.
Мне не хочется далее обострять. Повесть эту вы все читали.
И еще об одном я хочу сказать, чтобы вы в России знали: когда после Гражданской войны наших стариков (которых я сам иногда ныне не понимаю) спросили, куда же нам все-таки идти? - они завещали и сказали: надо идти к великому северному соседу, потому что на его большой груди всем народам есть место и даже если будут бить кнутом, не весь кнут нам достанется. И этот вопрос давно решен. Мы говорим на русском языке, мы мыслим на этом языке, мы вышли в люди через этот язык, мы даже грамотнее самих русских иногда говорим. Мы никогда не говорим «облегчить», мы никогда не говорим «возбуждем уголовное дело», мы говорим грамотно, чтя, уважая, любя этот народ, культуру его, и всегда знаем, что на его могучих плечах мы выйдем на простор, увидим больше, чем мы можем увидеть со своей родины. Мы никогда этого не забываем!
И еще одно. Мы тоже Россия, мы являемся буфером между мраком и светом, и мы носим одновременно оскорбительное для нас понятие «лиц кавказской национальности». И многие эти «лица» составляют сегодня гордость Российской и мировой культуры. Пора бы это усвоить, господа хорошие!
Я глубоко уверен в том, что все-таки культура при решении всех вопросов имеет фантастически большое значение. Тот, кто много знает о себе, о других народах, песни своего народа, музыку другого народа, жизнь народа, имена сыновей и дочерей другого народа, всегда относится терпеливо, благосклонно, с уважением, с любовью к этому народу. И если даже тебя судьба заставит идти по разным причинам на этот народ, ты, прежде чем совершить поступок, за который потом тебе будет стыдно, немного подумаешь.
Спасибо.
В разделе:
- Ахсарбек Галазов
- Людмила Швецова
- Фазиль Искандер
- Михаил Залиханов
- Вячеслав Михайлов
- Нина Ананиашвили
- Гаджимурад Омаров
- Чингиз Гусейнов
- Эдуард Баграмов
- Михаил Шемякин
- Карен Шахназаров
- Гия Канчели
- Хажбикар Боков
- Ширвани Чалаев
- Олег Басилашвили
- Андрей Битов
- Елена Камбурова
- Борис Коркмазов
- Расул Гамзатов
- Лия Ахеджакова
- Заур Тутов
- Мовсар Минцаев
- Абуезид Апаев
- Александр Эбаноидзе