Хажбикар Боков

«...НО ВОЗРОДИТСЯ БОЕВОЙ ДУХ ЛИТЕРАТУРЫ...»

Очень трудно мне как «лицу кавказской национальности», как приня­то ныне выражаться, говорить по этой проблеме без волнения. И вполне закономерно, что мы сегодня подчеркиваем важное значение культуры в миротворческой деятельности на Кавказе. 
Мы знали, что культура всегда играла и играет огромную роль в жиз­ни каждого народа, каждой нации. Ведь культурой проникнута и вся че­ловеческая деятельность, она же является зеркалом, отражающим сис­тему ценностей всего общества, в том числе и каждой нации и каждого человека. 
Культура влияет на все виды и формы личности, общественной жизни человека. Поэтому сегодня стоит вопрос о том, как повысить роль культу­ры в восстановлении разрушенных связей, установлении мира и стабиль­ности на Кавказе. Именно так звучит одна из тем нашего сегодняшнего «круглого стола». 
Как часто мы сегодня говорим: разрушенные связи, отсутствие мира, дестабилизация... И это там, на нашем Кавказе, который почти весь XX век славился как образец межнационального мира, невиданного и неслы­ханного до этого. В такое трудно поверить, но это так. 
Религия просто объясняет всякие разрушения и катастрофы - как ре­зультат лишения Богом людей их разума, торжество сатанинской воли, сатанинской власти. Таково объяснение религии. 
Здравый же разум, соглашаясь с этим, добавляет, что мир, мирные свя­зи, дружба народов находятся в прямой зависимости от уровня полити­ческой культуры. Поэтому от политики никак культуру не оторвешь. 
Всего лишь за последние 10-12 лет на Кавказе образовалось несколько «горячих точек», или, как верующие утверждают, сатанинских гнезд. Значит, там понизился уровень образования людей, игнорируются тра­диции, привычки наших отцов, наших дедов, в целом прошлых поко­лений. 
И в этом злополучном провале расцвели суверенитеты, самоопределе­ние, независимость в самых гипертрофированных видах. 
Одним из действенных механизмов воспитания политической культу­ры, образованности, традиций, привычек является художественная лите­ратура. Она всегда была на первом плане, когда речь шла о культуре, о воспитательной ее роли. 
Лишь недавно мы с гордостью отзывались о нашей многонациональ­ной литературе. Она была сильным средством, воспитывающим в людях чувство единства наших многочисленных народов. Поэтому можно было бы спорить, о ком больше писал Коста Хетагуров: об осетинах, ингушах, о грузинах и т.д. Это - человек земли, это - человек Кавказа, человек человечества. 
Литература - и средство воспитания чувства патриотизма, интерна­ционализма. О какой роли человека, гражданина можно говорить без вос­питания патриотизма. Если он не любит свое Отечество, так какой же он гражданин. 
Один из величайших мудрецов Древнего Востока говорил, что одним из четырех опорных столпов для любого государства, которое рассчиты­вает свою жизнь на тысячелетия, должно быть чувство патриотизма, люб­ви к Отечеству. А во что мы патриотизм превратили? Из литературы выб­росили вон понятие «патриотизм». 
Потом тот же самый сатанинский дух суверенизации, разобщения, са­моопределения охватил и нашу литературу. И нашу литературу много­национальную разобрали по национальным уголкам и замкнули, а, зам­кнув, лишили национальные литературы того Байконура, из которого мы отправлялись в космос. А куда делась русская литература, русские переводы? 
Да, уверен, все равно воспрянет литература, держать ее на замке нельзя, невозможно. Народам, братьям по сути, надо показать, что им принесли те «суверенитеты», «самоопределения» и те «независимости», о которых пеклись так называемые национальные лидеры, радетели распада мно­гонационального государства, многонационального народа нашего, что принесли они послушной и обманутой ими национальной интеллиген­ции. Сегодня за этим «столом» можно сказать, что принесли они, в конце концов, трудовому народу всех наций, трудовой части всех народов очень и очень мало, только власти - обогащение. Долго ли они продержатся на этом? Застой литературы и искусства, унижение и нищенское положение творческой интеллигенции и обнищание трудового народа стали ныне «нормой». 
Тысячи убитых, миллионы бездомных, лишенных своих родных угол­ков из-за национального признака, сотни разрушенных сел, городов, мил­лионы и миллиарды затрат - таков печальный итог, и при том все это за счет налогоплательщиков, гуманитарной помощи и т.д., и т.п., эффект которых, в конце концов, похоже, как мертвому припарка. 
Но возродится боевой дух литературы, разоблачая эти страшные поро­ки, разобщающие между собой наши народы. 
Что может быть хуже забвения заветов наших отцов? Как можно сегод­ня забыть Георгиевский трактат? Как можно забыть заявления народов, которые хотят войти в состав России, для того чтобы развиваться вместе с русским народом? Кто дает нам право сегодня то, что решили наши пред­ки, переделывать? 
И все же все еще не умолкает барабанный бой суверенитетов, само­определения, хвалебные речи о благе независимости. Продажные души литературных подельщиков из узконациональных уголков красноре­чиво восхваляют национальных лидеров. Можно найти немало таких очерков, книг даже, где восхваляются те или другие национальные ли­деры. 
Почему молчит настоящая, большая наша литература об этих преступлениях, почему она не скажет своего гневного слова против всего этого? 
А сепаратизм? Скольким людям он отравил жизнь не только в наши дни, но и на будущее, на многие и многие годы вперед. 
В Югославии, Великобритании, Канаде, Франции, Бельгии, Испании, Индии — везде и всюду обездолены люди из-за этой, извините за выраже­ние, заразы. Найдите хоть одно произведение, где бы мы могли в художе­ственной форме представить себе, что с нами произошло. В каком произведении мы увидим, как тот самый суверенитет, превратившись в махровый сепаратизм, отравляет жизнь миллионам даже наших людей? Где мы это увидим? Нигде, к сожалению. 
Жаль, что нет в нашей литературе произведений об опыте прошлого, когда мирными формами разрешались всякие межнациональные и групповые конфликты. Мы с вами очень хорошо знаем, когда процветали наша литература и искусство, какую важную роль они играли в единении на­ших народов. Ежегодно мы обменивались днями культуры. И никто из участников этих мероприятий не приезжал друг к другу даже с перочин­ным ножом. Вы сами тогда говорили об этом. 
Замолчала литература, заговорили пушки, заговорили сплетники, и началась драчка за какие-то версты, территории и т.д., и разрушили мы единый моральный дух людей. 
Думается, что было бы правильным и полезным дать нашим писате­лям социальный заказ от имени нового образования, которое мы прово­дим, - от нашего «круглого стола». И, наверное. Мэрия Москвы под­держала бы его. Социальный заказ писателям состоит в том, чтобы поручить писателям в художественно-публицистической форме рас­крыть суть этой болезни, которой отравлена жизнь многих тысяч лю­дей. И было бы правильным объявить конкурс на лучшие произведения, разоблачающие это страшное явление, которое разрушает традицион­ную дружбу народов Кавказа, да и всю жизнь. Я просил бы поддержать мое предложение.