Андрей Битов

«...МЫ ЭТОТ КАПИТАЛ - ДРУЖБУ - ИМЕЕМ»

Я скажу несколько самых общих соображений. 
Что-то мы очень удивляемся. Я думаю, что половина бед человечества происходит оттого, что люди не успевают поблагодарить, а пожаловаться успевают. Что же мы так удивляемся, что мы оказались в таком положе­нии? Разве не было ясно достаточно давно, что происходит? Только ни­когда не удается от прошлого взять только опыт, его запомнить и от него отталкиваться, т.е. брать положительное, все, что мы настрадали, нако­пили. Получается ровно наоборот. Т.е. худшее забираем, хорошее выбра­сываем. Вот такая история. Всем бы хотелось оставить от Советского Со­юза дружбу народов. А освободиться только, допустим, от коммунизма. Этого почему-то не получилось. 
У меня не было каких-нибудь заблуждений, как-то так сложилось, на советский счет. Но империю я эту изучал, любил, знал, тем более что меня никуда из нее не выпускали. И я знал, что случится. Это не значит, что я кому-то мог бы дать хороший совет, меня никто и не спросил. Я знал, что пока было запрещено говорить про партию, про генсека, про Комитет го­сударственной безопасности. Но жизнь потихоньку шла, особенно при Леониде Ильиче. И стало разрешено говорить немножко о национальных корнях, немножко о Родине, немножко о происхождении. Т.е. потихонь­ку это отпускалось. Был накоплен действительно огромный потенциал. Менталитета возвращали себе свое право на внутреннее существование, иногда секретное, иногда делясь на националистов и на просто интелли­гентное отношение к собственной истории. Но во всяком случае все это было накоплено вполне. И только, по-видимому, вожди не знали вплоть до последнего времени, потому что так верили в строчку «Союз нерушимый». Она была так вбита им в подсознание Михалковым, что они как раз одни и не знали, что Союз не нерушимый, что это не один кусок мыла, а что это очень огромная разница, которая еще за годы после Сталина, пос­ле прочной империи сумела дифференцироваться еще не на воинствен­ной основе. Ничего удивительного нет. 
И тут в присутствии, может быть, гораздо более подлинных поэтов я все-таки позволю себе прочитать одно стихотворение 1973 года, посвя­щенное Гранту Матевосяну, моему близкому другу. 
1973 г. Вспомните, действительно «нерушимый», да? Почему я его на­писал? Я уезжал в очередной раз из Армении, где, конечно, было все так хорошо, замечательно, и с коньячком, и с друзьями, и с шашлычком, и с погодой. И мое северное имперское сердце продолжало то ли весну, то ли осень затянувшуюся. И вдруг такое стихотворение. 1973 год. 

Друг мой первый, друг мой черный за горой, 
Наступает час последний, час второй. 
За грядой Кавказской - новая гряда, 
Люди, судьи, годы, моды, города. 
А за той грядой - чужая полоса, 
Звезды, слава, заграница, голоса. 
А за той границей - гладь да тишина, 
Чей-то холод, голод, смерть, ничья война. 
А за этой тишью-гладью - череда, 
Никого, и ничего, и никогда. 
А за этой чередою - наш черед, 
Слово, дело, крах, молчание и лед. 
Твоя мама, моя мама - вот друзья. 
Если верить им, то мы с тобой - князья. 

Когда я через четверть века прочитал эти стихи, раскопав их в куче нео­публикованных, я удивился, откуда же я знал про «ничью войну». Что же мы так удивляемся? Знал. 
Сейчас, когда влетели в эти дома, моего сына, которому 12 лет (младшего), в школе учительница спрашивает... Всех об отношении как бы к предмету. Политзанятий нет, но что-то подобное есть, выходит. А он дру­гой жизнью уже живет, чем мы в детстве. Он со мной и в Америке в том числе пожил. И этот мальчик встает (это училка мне рассказывает потом) и говорит, знаете, я там был. (Шкет, нахал, конечно.) «Я там, - говорит, - был. Я знаю Америку. Они так давно к этому готовились и так оказа­лись не готовы». 
В 12 лет чего-то уже знает. Правда? Мы обсуждаем. И вот, только что я приехал... Сейчас даже как-то неловко говорить, вспоминая те времена. Я сейчас приехал из Страсбурга, где имел какие-то выступления. Какая-то инвалидная международная команда писательская, которая делает вид, что они международные писатели. Как-то заскучал-заскучал, и никто не говорит ни о зданиях, ни о терроре. Ни о чем не говорят. И вот что я сде­лал. Тоже от странного чувства, что что-то происходит ужасное, а все по-прежнему не готовы. Потому что самое страшное, что можно сейчас пред­ставить, это разговор о том, что Америка получила по заслугам, что давно пора и т.д. А второй полюс этого - чтобы антитерроризм перерос в антимусульманство. И если это раздвинуть, то действительно конец света, и моему сыну не о чем будет рассуждать. 
И что же я сделал? Я им прочитал, простите, французам, три суры из Корана. Эти стихи не обладают никаким достоинством, кроме того, что это довольно точный перевод, более-менее слово в слово. Так что не об­ращайте внимания на стихи. Тем более что многие здесь Коран знают. Но там все написано, что сейчас происходит. И удивляться мало чему есть. 
Сура одна 36-я, другая 77-я, третья 99-я. Стихи короткие. Нового ни­чего не происходит. Просто мы плохо относимся к своей памяти и плохо учитываем свой опыт. И получается порочный круг. А круг порочный - это дьявол. Одна сура такая, 36-я. «О, человек». 

Ужель не хочет человек, понять, 
Что он из капли создан, 
С творцом торгуясь весь свой век, 
Забыв, чьи есть вода и воздух, 
Он предлагает притчи нам, 
Как будто послан мимо цели. 
Кто может жизнь сухим костям вернуть, 
Когда они истлели? 
Создатель Неба, 
Ты один 
Исполнен необъятным знаньем, 
Ты моей воли господин, 
И Ты узда моим желаньям. 
Иначе только взблеск и вскрик, 
И помыслы мои иссякли. 
Все это длилось сущий миг, 
И бритва воплотилась в капли. 

Сура 77-я. «Отсрочка». 

Нас шлют вдогонку друг за другом, 
И мы летим во все концы, 
Оповещая круг за кругом 
Весну конца. Конца гонцы, 
Мы чертим грани различенья 
Добра и зла между собой, 
Предупрежденье иль прощенье 
Не возвестив своей трубой. 
Но что обещано, то будет. 
Но не сегодня, не сейчас. 
И грешник все еще подсуден 
Лишь смерти, как один из вас. 
А то, когда погаснут звезды 
И распадется небосвод, 
Вам не страшней шипов у розы, 
Что преподносит вам Господь. 

И 99-я. «Азаль-заля» называется, я не знаю точно арабского смысла этого слова, но мне очень звук понравился. А это результат. 

Когда в конвульсиях земля 
Извергнет бремя, 
И будет повернуть нельзя 
Вспять время, 
То будет явленная речь 
Земли и Неба. 
Ив ней дано будет испечь 
Подобье хлеба. 
Разделится толпа с толпой, 
Людская лава. 
Как разлучает нас с тобой Здесь слава. 
Добра горчичное зерно 
И зла пылинку 
В одном глазу и заодно 
Узришь в обнимку. 
С терновым лавровый венец 
В одной посуде. 
И сварят из тебя супец, 
А не рассудят. 
В тот день, когда вскипит земля, 
Азаль-заля. 

Вот что-то мы все-таки знали же всегда из того, что должно происходить и происходит. Но из того, что можно сделать... В 1996-1997 гг. я носился с идеей, где-то и опубликовал, даже находились какие-то благожелатели, но потом 1998 г., дефолт, все это рассосалось. Я хотел снять сериал «Империя добра». Все знают «Империю зла». Я хотел снять сериал «Империя добра», объехал как раз «горячие точки». А «горячие точки» не все те, в которых непременно воюют. «Горячие точки» - это еще и края нашей империи, скажем, Калининград, Крым, хотя он тоже воспаленный; Владивосток. Т.е. показать со многих углов эту страну. И чтобы было понятно, что же мы по­теряли. А потеряли мы вовсе не советскую власть и не советскую империю, а потеряли мы то, что сами заработали. Потому что человек живет всюду, и как рассказывают, как мы знаем от людей, которые это пережили, он жи­вет и на войне, и в камере он живет, потому что он человек. И он это очело­вечивает. Так что эту систему, которая была достаточно бесчеловечна, он очеловечил разными всякими способами. И одним из способов, чтобы про­должать жить в такой очень тяжелой системе, была, конечно, дружба. 
Говорят, империя - это танки, ракеты. Я знаю, на чем держалась наша империя. Она держалась на водке. Потому что мы все ее выпили хорошо, и даже народы, которые имели другую культуру винную, научились пить водку и часто предпочитают, в общем, этот здоровый напиток. Теперь на рынке, потому что надо было фрукты-овощи иметь, сейчас, когда идет разборка между черными и не черными, и это все еще накручивается ка­ким-то тайным образом как антикавказское настроение, это уже было, с этим мы тоже жили. Между прочим, даже не столько совместная война, когда все защищали Советский Союз и Советскую Родину, а, например, всеобщая служба в армии. Потому что мы там служили вместе, нам не нравилось служить в этой армии. Я, например, служил в Заполярье в строй­бате, это была освобожденная зона, это практически был лагерь с правом голосования в Верховный Совет. Никакой другой разницы там не было. И я помню, как приехала команда чеченцев и ингушей. Они держались отдельно, потому что они не могли есть свинину, а все у нас держалось на этом. И холод минус 40 градусов, и свинина на столах. Не надо думать, что это было хорошо. А хорошо было то, что мы вместе одинаково дели­ли, и одинаково дружили, и одинаково это вытерпели, и одинаково лю­били. И потом еще, простите меня, русская женщина, конечно. Вот это и есть наши основные танки. Водка, армия, русская женщина и рынок. И когда мы все это дело скрепили любовью, дружбой, слюной, похмельем, всем на свете, вдруг от нас это все вместе с системой отняли. Тогда нор­мальная неприятность, а где же наш вклад, где же то, как мы натопили улицу? Мы натопили улицу, там стало почти тепло. Где? Верните. И вот тогда политики не лучшего образца или какие-то партийщики затевают разговор, что это сожаление о Советском Союзе, о советской власти и т.д. Да ничего подобного. Это сожаление о том, что мы были людьми, и мы свое человеческое потратили на эту дружбу. Так вот, выходит, никто нам этого не вернет. Предлагают нам вернуть это вместе с какими-то проекта­ми реставрации. Слава Богу, реставрировать историю не надо. А то, что от нас не отняли, мы это имеем в себе, значит, мы можем это продолжать. Я думаю, что тут не надо назначать перерыв в чисто историческом плане. Этот перерыв просто как бы можно объявить не бывшим, потому что мы, мое поколение и поколение перед моим поколением - отцов, все выпла­тило. Мы этот капитал - дружбу - имеем. И о нем надо печься без разго­вора о том, что мы потеряли что-то вместе с системой. Не вместе с систе­мой. Это было наше. Нашим оно и должно остаться. 
Вот эту «Империю добра» я хотел бы все-таки однажды снять. Но тут дефолт, еще что-то. Потому что это империя добра, которую сделали сами люди. Внутри империи зла. 
Вот приблизительно то, что я хотел сказать.