ШАМИЛЬ ДЖИКАЕВ


 ***

Манит меня за собой на луга

В сумерки яркий полет светляка.

 

Листья малины над горной рекой

Шепчут мне что-то с невнятной тоской.

 

Капля росы на ладони цветка.

Ствол у березы – струя молока.

 

В этом эдеме отрады ночной

К лону травы ты склонись головой,

 

Слушай дыханье земли, как родник,

Жажду звенеть утоли, как родник.

1962

 

***

Холмы Дзомага, как впервые,

Плывут во мгле вечеровой.

Под лепет ветра дня былые,

Как сны, проходят чередой.

 

Люблю, как жизнь, я наши горы,

Вдали калиновый закат,

Огней бессонных разговоры,

В березах шума перекат.

 

Мне слава в эту ночь постыла

И солнца яркость не нужна...

В траве – забытая могила,

Нагая в росах спит луна.

 

Хочу любить и веселиться,

Схватить, как в юности, опять

Березы рыжие косицы,

Колена белые обнять.

 

Подобную шипучей пене

Я вижу облаков гряду.

Горянке гордой на колени

Устало голову кладу.

 

Глядеть бы век на эту землю

И пить забвение в веках,

Здесь, на камнях тревога дремлет,

Хохочет радость в родниках.

1964

 

ТУР

Я – дикий тур. Извечная вражда

Охотников карает род наш горный.

Без стонов умираем мы всегда

На высоте, мы ценим жребий гордый.

 

Мы – дикари. Безумцы мы подчас,

Не приручить нас даже вкусом соли.

С вершины голой не заманишь нас

На тучную траву, - мы любим волю.

 

Нас любит солнце, синий окоем

Дает и вдохновенье нам и роздых.

Хоть мало, да красиво мы живем,

С высот срываясь, гибнем мы, как звезды.

1968

 

***

В пыли барахтался под солнцем воробей,

Зерна он поклевал и жизнью был доволен.

Когда он к луже подскочил попить,

Увидел: там на дне живет большая птица.

 

И начал потешаться воробей:

«Как низко опустилась эта пташка!»

Что с воробья возьмешь? Не может он понять, -

Над ним орел перелетает небо.

1968

 

***

Богат я – сокровищ не счесть, как песчинки,

Свой фарн мне оставили Нарты и Чинты[1].

 

И он не подвластен войне и напастям,

Проклятьям и злу, и вражде неподвластен.

 

Отчизна! Мне думы твои и печали,

Любовь и судьба твоя знаменем стали.

 

И пламя, в груди полыхнувшее пламя,

Потопом не сбить, не изранить мечами.

 

Отчизна как сыном меня одарила

Богатствами речи единственно милой.

 

Слова – что кувшины с вином темно-русым,

И звуки – желаний волшебные бусы[2].

 

Когда они медом текут светловатым,

И камни становятся шелком и златом…

 

И все богатею, как жемчуг, сбирая

Мечты сокровенные отчего края!

1972

 

СТАРЫЙ ПАХАРЬ

Старик усталый в город переехал,

В селе оставив тяготы и труд.

Борьба с нуждой не угнетает тут, -

И позабылось прежней жизни эхо.

 

Здесь – на ковре, - клинок, его утеха...

Но часто снится, как волы идут.

Он на пирах стал молчалив и крут,

И не до сказок стало, не до смеха.

 

Так сыновья, отца жалея старость,

Большой беды накликали обвал...

Была весна. Шел мелкий дождь. Казалось –

 

Запахло брагой. Вдруг старик пропал...

А у села, где поле наливалось,

На пашне черной – мертвый пахарь спал.

1975.

 

ПОСТОРОННИЙ

В ущелье лес дремуч и первобытно-груб,

Чащобы здесь шумят и девственные рощи.

Еще я отроком дивился вашей мощи,

И только дуба нет среди зеленых куп.

 

Вдруг я узрел его... Но разве это дуб!

Стоит он на горе пришибленный и тощий,

Как ветхое гнездо, и веткой не всполощет...

И в сердце стынет боль, и белый свет не люб.

 

Стоит лохматый куст, измученный недугом.

Скиталец, в в эту жизнь чьей волей он влеком

И отчего грустит на высоте над лугом?

 

И елей и берез в урочище глухом

Собрался юный хор, и весело подругам,

А он глядит на них увечным женихом.

1977

 

ЧЕЛОВЕК

Жизнь моя была проста, как правда,

Радостной слезы была светлей.

Честь отчизны – вот моя отрада,

Мой портрет написан кистью дней.

 

Из немногих слов сложилась повесть:

Созидатель, пахарь и солдат –

На эпохе их писала совесть,

Совершая огненный обряд.

1977

 

РАЗГОВОР С СЕРДЦЕМ

Порой орла в полете схватит буря,

Костер задует, реющий в ночи,

Но солнце снова встанет в дымной хмури,

И даже в склеп врываются лучи.

 

Я – только влага родника живого,

Я – синий всплеск, а не кувшин вина,

Развеселяясь, мое не скажут слово,

Забудут смысл пророческого сна.

 

На валуне стою в речном разливе,

И, обступив меня со всех сторон,

Грозит поток, вскипает все бурливей,

Как песня сбитой птицы, рвется сон...

 

Бывало, буря жизнь мою ломала,

Но к новым бурям призывает медь,

Порой орел снижается устало,

Чтоб снова в небо синее взлететь.

 

А в сказках – белый с черным – два барана,

Людской судьбой играют, и кому

Приснится белый – бросит в свет багряный,

Приснится черный – зашвырнет во тьму.

 

Я верю: тень вернется к свету снова,

В чертоге неба счастье ждет меня,

Но если небо не услышит зова, -

Обступит бездна, каменя.

 

Пылай же, сердце, от любви великой,

Гори, чтоб солнце родилось в огне,

Стань колоколом, разорвись от крика

Гул устремив к небесной вышине!

1978

 

ВЕРШИНЫ ГОР

На высях гор обычно облака

(Во всем подобны мудрым старцам горы),

Но блещут их алмазные уборы,

Ведь к ним и солнца пламенность близка.

 

Гора всегда в чадре из ледника,

Но там, в груди, - вулканы гневной ссоры,

Гор блеск и мрак равно пленяют взоры,

Нет лишь у них на свете двойника.

 

До них не доберется гад ползучий,

Долины пыль не долетит до кручи,

И мхом глухим не обрастет чело.

 

И, пусть печальна и черна вершина,

Как брызги солнца, в сердце исполина

Бурлят ручьи, и нам от них тепло.

1978

 

БЕЛЫЕ БЕРЕЗЫ МОЕЙ ОСЕТИИ

Стоят в горах весенние березы, -

Стан горделив, наряд красив и прост.

И долог взгляд зеленоглазой грезы,

Ввысь устремленный в ожиданьи звезд.

 

Стволы во мгле, как свечи, замерцали,

И водопады спят, утомлены,

И льется с неба музыка печали,

И дремлют горы в золоте луны.

 

Когда же небо мягко возгорится,

И огоньки затеплятся в ночи,

К ним тянутся березы вереницей,

Как светлые и грустные лучи.

 

То дочери Осетии печальной,

Невесты дней военных, до сих пор,

Не сбросив белизны своей венчальной,

Ждут женихов, стоят на склонах гор.

 

Как юноши, вернувшись с поля боя,

По Млечному Пути к толпе берез

Идут огни, и, глядя в голубое,

Невесты удержать не могут слез.

1980



[1] Нарты и Чинты – герои осетинского эпоса. Здесь – народ.

[2] В осетинской мифологии, как магический атрибут, существует волшебная бусина, исполняющая все желания своего обладателя.