Дом, разделившийся сам в себе, устоять не может. В последнее время эту евангельскую максиму приходится вспоминать все чаще — в спорах с друзьями, при чтении российских газет и цветных журналов, переключаясь с одного телеканала на другой, К бесчисленным поводам для размежевания прибавился новый: проблема отношения к Европе и Америке. Одни (их большинство) все враждебнее отзываются о «западных идиотах», ничего не смыслящих в России, назойливо лезущих не в свое дело; другие (их поменьше) продолжают тянуть однообразную перестроечную мелодию; американцы умные, американцы нас научат, с «этой» страной по-другому и нельзя...
Что тут сказать? Вот уже больше года первое чувство, какое вспыхивает при разговоре с европейцем или американцем, — глухое раздражение. Ваших доводов не слушают, вас припирают к стенке, глаза горят комсомольским блеском, щеки наливаются алкоголическим румянцем: подумаешь, косовары убили двадцать сербов! сербы первые начали! НАТО не воевала с мирным населением, а вы в Чечне воюете! не смейте называть их бандитами! они борются за свободу от вашей империи! да, косовская авиабаза станет теперь американской, но не ради нее они воевали! ваш Ельцин сам взрывал дома!
Европейские газеты и теленовости удручают еще сильнее. На первой полосе чеченолюбивой «Монд» вполне может красоваться шапка: «Шамиль Басаев: Россия хочет оставить Чечню без чеченцев», а под нею — беседа со славным головорезом. Новости на канале 20Р благородные немецкие солдаты бережно выводят восточную тиморку из покосившейся избушки, Оскар Лафонтен критикует канцлера Шредера, русские вампиры качают деньги из старушки Европы и бомбят беззащитных младенцев... Вечерний обзор событий ТР-1: одинокий президент России в окружении цивилизованного консилиума мировых лидеров, жалостливо покачивающих головами, сочувственно поцокивающих языками.
Сами собою вспоминаются горькие пушкинские строки:
«Такие смутные мне мысли все наводит, / Что злое на меня уныние находит/ Хоть плюнуть да бежать». Но в том и фокус, что бежать нам некуда: позади не Москва — позади болотно мерцающий Восток с его страшноватой мощью, отрицательной энергией, отсутствием демократических традиций и несимпатией к индивидуальной человеческой свободе. А впереди — только общеевропейское единство, уходящее корнями в почву великой христианской истории и в конечном счете основанное на ценностях иудеохристианской культуры.
Да, в Европе и Америке конца 1990-х правит бал новое поколение политиков, «читателей газет, глотателей пустот»; воспитанные на левой мечте о преодолении истории с ее неразрешимыми противоречиями, с ее кровью и бесконечной подвижностью, они соединяют вполне цинический расчет геополитиков (военные базы, зоны влияния) с романтической уверенностью в том, что можно переобустроить мир по своему постмодернистскому разумению: «нарисуем — будем жить». Да, мировое общественное мнение, по нашему глубокому убеждению, оказалось не на высоте. Да, отвратительны учительские интонации сытой евробюрократии, подкрепленные благоглупостями российских диссидентов, иные из которых окончательно утратили влияние на российскую публику и переместились в Страсбург. Но если мы не сумеем отделить естественное чувство обиды на современную Европу и Америку, на своих европейских и американских коллег — от противоестественного чувства европофобии и антиамериканизма, если не проведем черту между несогласием и ненавистью, если (выбрав себе соответствующую власть) позволим нашему государственному кораблю развернуть курс с демократического Запада на авторитарный Восток, — мы совершим непоправимую ошибку В конце концов общественное мнение — дама капризная, а вслед за послевоенным поколением левых политиков в Европе и Америке с необходимостью придет другая генерация, и скорее всего умеренно-консераативного толка.
В прошлом столетии гениальный русский мыслитель и болезненно-экстатический мистик Владимир Сергеевич Соловьев написал стихотворение, в котором резко, на грани эмоционального срыва, спрашивал родную страну: «Каким ты хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?»
Кажется, снова пришло время ответить на этот жесткий и прямой вопрос.
26 ноября
В разделе:
- Архангельский Александр "Какой ты хочешь быть, Россия?"
- Болдырев Юрий "Вместе с карателями?"
- Болдырев Юрий "Декоммунизация или криминализация?"
- Болдырев Юрий "В будущее нас ведут верные ельцинцы?"
- Булкаты Игорь "Апология мудрости, или придите к нам на могилу"
- Веллер Михаил "К последнему шансу"
- Галазов Ахсарбек "Гражданское общество - категория культуры"
- Галазов Аслан "Культура, вперед!"
- Гамзатов Расул "Наступило время шарлатана"
- Капица Сергей "О глобальных проблемах"
- Макаров Анатолий "Когда нас станет меньше"
- Макаров Анатолий "Налево или направо"
- Поляков Юрий "Лезгинка на лобном месте"
- Попцов Олег "В рай только по записи"
- Попцов Олег "Осатаневшая благость"
- Попцов Олег "Модернизация оптимизма"
- Филатов Сергей "Словесность в переходную эпоху"
- Интревью с Николаем Петраковым. "Ускользающая модернизация"
- Интервью с Олегом Богомоловым . "Капитал справедливости"
- Гованс Стивен "Галерея мерзавцев Ноама Хомского"
- Гованс Стивен "Продовольтственный кризис и неомальтузианство"
- Каралис Дмитрий "Свобода падения"
- Экснер Андреас "Фукусима и капитализм"
- Кокшотт Пол и Коттрелл Аллин "К новому социализму"
- Петрас Джеймс "Капитализм и классовая борьба"
- Гованс Стивен "Чьи права?"
- Джикаев Шамиль "Мы все - рабы олигархической эпохи" (интервью)
- Гранин Даниил "Отступать некуда" (интервью)
- Шульженко Вячеслав "Русский Кавказ"