Открытие выставки "Параллель двух легенд": Пиросмани, Едзиев.

IMG_2198.JPG


Московский музей современного искусства и региональный общественный фонд содействия развитию культуры "Мир Кавказа" 13 декабря в 19:00 представили в диалоге произведения двух художников - самоучек Сосланбека Едзиева и Нико Пиросмани на выставке "Параллель двух легенд", живших в одно время, не знавших друг друга, однако, искусство каждого из них удивительным образом обнаруживает сходные черты и созвучно по мысли и чувствам, по выразительности художественных средств исполнения. Кураторами данного проекта являются Людмила Андреева и Владимир Соскиев.

Хорошо известно, какое огромное влияние на развитие художественной формы русского авангарда начала двадцатого века и творчество поколений последующих веков оказало искусство художников - самоучек, в частности, грузинского художника Пиросмани. В этом ряду творцов отечественной культуры находится имя резчика по камню, Сосланбека Едзиева, из Северной Осетии, которого относят к предтечам современной школы скульптуры во всех ее формах - мемориальной, станковой, монументальной и декоративной.

Однако произведения грузинского художника Пиросмани известны давно, с десятых годов прошлого столетия. Еще в 1913 году поэт Илья Зданевич привез его работы из Тифлиса в Москву на выставку художников - футуристов "Мишень", где, наряду с произведениями Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой и других, были выставлены картины Пиросмани. С этого времени он становится известным. Его выставки довольно регулярно проходили и проходят в Москве, они востребованы многими музеями России. В отличие от Пиросмани, произведения Сосланбека Едзиева на выставке "Параллель двух легенд" - это премьерный показ творческого наследия художника в Москве. Фактически, это открытие имени удивительного самобытного мастера скульптуры, который хорошо известен у себя на родине в Северной Осетии, но недостаточно знаком и изучен за ее пределами.

Коллекцию произведений Едзиева на выставку предоставил Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М.Туганова.

Сосланбек Едзиев
Коллекция Северо- Осетинского республиканского музея им. М.Туганова.


       IMG_2079.JPG      IMG_2081.JPG      IMG_2098.JPG

                    Горец с молотом (I половина ХХ века)                               Скорбящий ангел (I половина ХХ века)                              Горец в черкеске (I половина ХХ века) 

Осетинская скульптура второй половины ХХ века многим обязана художнику-самородку, резчику по дереву и камню Сосланбеку Едзиеву, его принципам пластического мышления.

                                             IMG_2094.JPG                              IMG_2102.JPG

                    Мужчина в черкеске. Портрет Х. Дзарахохова (30-е гг. ХХ века). Дерево       Горянки несущие воду и корзину (I половина XX века). Дерево

Сослан Едзиев родился в 1865 году в высокогорном селении Ход, Северной Осетии. Следуя семейному обычаю, унаследовал от своего отца Дзиги Едзиева профессию каменщика, от него получил и первые навыки в строительстве. Интерес и влечение к скульптурной форме пришел к нему через сооружение мемориальных форм - в соединении архитектуры склепа с рельефной стелой, позднее с украшением домов скульптурными вставками.

                                   IMG_2124.JPG           IMG_2114.JPG

                      Дом Сосланбека Едзива в Синдзикау (РСО-Алания)                               Сосланбек и Гума. Рельеф на доме художника (1910г)

Мемориальные стелы, широко распространенные на Кавказе, в Осетии называют цырт. Это вытянутые вертикальные плиты, украшенные стилизованным орнаментом, условно обозначающие человеческие фигуры. самые ранние надгробия Едзиева повторяют традиционную форму, но постепенно он приходит к реалистической трактовке человека, к сходству с человеческим торсом.

Соприкосновение с изобразительным искусством для Сосланбека Едзиева состоялось через знакомство с религиозной живописью в многочисленных храмах Осетии, в частности, в церкви его родного села Ход. На многих надгробьях, потом в декоративной и станоковой пластике можно встретить две излюбленные темы художника: "Голгофа" и "Чудо вс.Георгия о змии, например, на мемориальной стеле отца художника включено изображение св. Георгия (1901 г.).

Одну из самых замечательных своих монументальных работ С. Едзиев создал на вершине горы Хурхор, возле древнего святилища Уастырджи. Композиция "Зайлагмар Уастырджи" в переводе означает "Чудо св. Георгия о змии" была высечена на выступающей площадке огромного валуна. Сражение Уастырджи со змеем - это мистерия под открытым небом, созданная в рельефе и отчасти в круглой скульптуре. В центре изображение Уастырджи массивным копьем попирает черного крылатого змея. слева от него в полуповороте стоит Елена, одна из ранних христианок Рима. В высоком рельефе фона помещены фигуры трех ангелов, символизирующих св. Троицу. Замыкает композицию изображение Басты Мад (в переводе - мать Земля), ее косы охватывают рамой всю сцену,предохраняя героев сюжетной истории от бед и поражений. Первоначально одежды героев были красными - это цвет воинства и подвига. Композиция выполнена в годы войны и первоначальный красный цвет одежд, здесь был важен и уместен.  К сожалению, позже первоначальная окраска фигур была утрачена и как следствие ушла авторская декоративность восприятия.

                                       IMG_2150.JPG

                                     Сосланбек Едзиев (1865 - 1953) : Зайлагмар Уастырджи (Чудо св. Георгия о змии).


В период работы над монументом на горе Хурхор художник выполнил в розовом граните один из интереснейших своих автопортретов, в котором запечатлел всю горесть и трудность времени. На постаменте выбита дата - 1943 год. Лаконично и просто передано движение чувств и мыслей через предельно обобщенную пластику формы, через мимику лица, со скорбно приподнятыми бровями, через позу сидящей фигуры на камне, одной рукой подпирающей тяжелую голову, другая рука бессильно опущена на колено босых ног. Художник мастерски предстваил образ полного погружения персонажа в свою думу. в свой внутренний мир.
IMG_2083.JPG   IMG_2084.JPG


Сосланбек Едзиев (1865 - 1953) : Автопортрет (1943). Гранит.
  
Сосланбек Едзиев - художник-самоучка, не получивший профессионального образования, однако, определение наивного художника он перерос. Теперь многие мастера скульптуры черпают в его творчестве пластические идеи, следуя его народной философии. Искусство Едзиева в решении скульптурной формы исполнено в примитивной стилистике, честное и целомудренное по эмоциональной составляющей, оно не несет в себе ничего напыщенного, лишнего, наносного, только бесхитростное восприятие жизни, какой бы она не казалась.

Сосланбек Едзиев умер в 1953 году и похоронен в селении Карман - Синдзикау, где жил в последние годы. Республиканский музей им. М.Туганова осуществил несколько экспедиций по выявлению скульптурных памятников исполненных художником, зафиксировал сохранившиеся стелы цырт, приобрел в собрание музея станковые работы Едзиева. 

Нико Пиросмани
Коллекция Московского музея современного искусства


Николай Пиросманишвили, прозванный Нико Пиросмани - один из признанных и почитаемых художников - примитивистов. В экспозицию выставки вошли живописные работы, созданные художником в 910-е годы, в наиболее плодотворный период го творчества.

                                                                                IMG_2096.JPG

  Пиросмани Николай Асланович (1862-1918) : Пир (1910-е). Клеенка, масло.


Пиросмани - художник, самоучка, легендарная и трагическая личность. всю свою жизнь он безвыездно прожил на своей родине в Грузии, тем не менее получил всемирную известность как мастер наивного искусства, художника - самородка. Предположительно он родился в 1862 году в бедной крестьянской семье в селе Мирзани (Кахетия). Многие факты его биографии не подтверждены документами, свидетельства о дате его рождения утеряны. профессионального образования он не умел, учился у странствующих художников, расписывающих вывески лавок. Со второй половины 1890-х стал работать самостоятельно, делать декоративные панно, украшающие духаны и вывески для торговых заведений, писать картины и портреты на заказ. По большей части ему приходилось пользоваться красками собственного изготовления и определенного цветового набора, который при первом взгляде может показаться аскетичным, однако, в это колористической лаконичности проявился незаурядный дар художника, склонного к монументальной форме, к особой целостности образа.

  IMG_2086.JPG    IMG_2088.JPG   IMG_2092.JPG   IMG_2090.JPG

                Старик нищий                                                Грузинка с бубном                             Казак  (Борец Иван Поддубный)               Девушка с пасхальными яйцами 

Существенная часть сохранившихся работ Пиросмани, вероятно, как и утерянных составляют вывески. Этот жанр в художественной практике начала ХХ веков был чрезвычайно популярен. В составе экспозиции есть одна такая работа, представляющая вывеску для духана "Компания, заходите!", владельцем которого был некий Созашвили. Интересен портрет самого хозяина заведения Созашвили, в приветственном жесте - поднявшего руку с рогом вина. Знаменитые сцены грузинских застолий - сцены пиров, были излюбленным и часто повторяющимся мотивом в его художнической практике, так же как и анималистические образы. Животные в его картинах не совсем похожи на свои реальные прообразы, можно сказать, что все его изображения зверей - медведи, лани, кабаны, барашки, "очеловечены", каждый из них наделен своей эмоцией, своим индивидуальным характером. Известный классик грузинского искусства Ладо Гудиашвили метко подметил, что "у его (Пиросмани) животных на картинах глаза самого художника".

                       IMG_2127.JPG 

                       Пиросмани Николай Асланович (1862-1918) : Лань (1910-е). Картон (дублированный на холст), масло.

Пиросмани долго не имел никаких контактов с представителями художественного  мира. Только в десятых годах двадцатого столетия  в профессиональных кругах Тифлиса к его творчеству появился интерес, которых связан с именами братьев Зданевичей  и с их общим другом художником Михаилом Лё-Дантю. Началось все с того, что Кирилл Зданевич, художник-футурист, приобретает у Пиросмани большое количество картин. Илья Зданевич, поэт и художественный критик, в газете "Закавказская речь" (1913г.) публикует статью о Пиросмани, под заголовком "Художник-самородок". в том же году в Москве на Большой Дмитровке Михаил Ларионов открывает выставку художников-футуристов " Мишень", где, наряду с произведениями известных профессионалов, выставляют картины Пиросмани, привезенные из Тифлиса Ильей Зданевичем. Наконец, в 1916 году его приглашают во вновь созданное Общество грузинских художников. Пиросмани становится известным и востребованным, расширяется круг любителей и поклонников искусства, интересующихся его живописью. Работы начинают покупать в частные коллекции, что, впрочем, почти не сказывается на финансовом состоянии художника. Несмотря на популярность, пришедшую к нему в конце жизни, он остается бедняком, продолжает писать картины за еду, а мировая слава приходит к нему только поссле его смерти.

                                                                              IMG_2142.JPG

                                                                 Пиросмани Николай Асланович (1862-1918) : Пир. Пасхальное застолье (1900-е). Картон, масло.

Смерть Пиросмани была трагична. Он скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года. Его обнаружили в подвале дома на Молоканской улице, больного и беспомощного, три дня пролежавшего в одиночестве. Через полтора дня в больнице, куда его привезли, он скончался. Местонахождение его могилы неизвестно. 

Доброе и искреннее искусство Нико Пиросмани покоряет своей непосредственностью, художественной самобытностью и чистотой.